В конце апреля есть необычный праздник — Международный день танца. Когда-то движения под музыку и без были частью обрядов. Сейчас же одно из древнейших искусств признано универсальным языком, объединяющим людей разных культур и национальностей. В Пугачевском районе хореографов не так уж и много. Сегодня мы расскажем о Елене Викторовне Васильевой и Иване Владимировиче Сафонове.
«Основа любого танца — классика», -
считает руководитель «народного коллектива» ансамбля эстрадного танца «X-dance» Е.В. Васильева. И она права, работа у «станка», гибкость, плавность — все это помогает сделать любую танцевальную постановку отточенной, а значит, красивой и зрелищной.
Научиться танцевать хотят многие. Казалось бы, что тут сложного? Слушай музыку и двигайся. Но нет. Поймать ритм, уловить смысл танца, постараться раскрыть его суть — все это достигается долгими, тяжкими репетициями. На них дети учатся логическому, грациозному движению, расширяют кругозор, получают представление о танцевальном и музыкальном искусстве народов мира, приобретают уверенность в себе, добиваясь красоты и выразительности движений.
- Занятия хореографией помогают избавиться от стеснительности, зажатости, комплексов, - считает Васильева. - Они раскрывают творческие способности, укрепляют здоровье, помогают обрести гармонию. Наши ребята учатся выражать свои чувства в движении. Это непросто. Но очень интересно!
Танцевать Елена Викторовна любит с детства. Особенно нравился балет.
- Моим первым хореографом стал В.А. Важин. Он играл на баяне и считал вслух, а мы репетировали, - вспоминает она. - Знала всех советских балерин поименно и не пропускала ни одной балетной телепостановки.
Однажды в библиотеке ей попалась книга знаменитой балерины А.Я. Вагановой «Основы классического танца». По ней она и училась вытягивать носок, пыталась крутить фуэте, поднимать батманы. После школы поступила в Саратовское культпросветучилище. Закончив его, вернулась в родной Пугачев. Уже знала, что будет работать в городском Доме культуры, где подрабатывала во время каникул, проходила практику. Директор ГДК Л.Ф. Миронова перспективного хореографа, конечно же, взяла. О том времени Е.В. Васильева до сих пор вспоминает с улыбкой.
- Ездили с агитбригадой по всему району, - рассказывает она. - Сколько приключений было! Выступали в любую погоду. Соберутся труженики. Все уставшие, без сил. Начинаем концертную программу, и, спустя какое-то время, они начинают нам подпевать, притоптывать, хлопать в ладоши. Кураж от этого испытывали неимоверный!
В 1989 году в Доме культуры появился ансамбль эстрадного танца «X-dance». Причем название, «Загадочный танец», придумали члены коллектива. За 35 лет Е.В. Васильева выпустила много ребят. Среди ее учениц и те, кто сейчас сам руководит пугачевскими хореографическими коллективами: Анна Мальшина, Ольга Калачева, Анастасия Прибыткова. Каждая благодарна первому наставнику за умения и знания, которые она в них вложила.
«Танцевать без куража нельзя!», -
уверен руководитель «народного коллектива» хореографической студии «Юность» Иван Владимирович Сафонов. И он прав. Нельзя двигаться безучастно, как автомат. В народном танце, как нигде, нужен задор, кураж, улыбка! Но и на одном артистизме не выедешь. И задача постановщика - добиться того, чтобы сложные движения народных хореографических постановок мальчики и девочки исполняли легко, играючи и от души. Помогают в этом репетиции, доскональная отработка танца и, как ни странно, дисциплина. С ней в коллективе — очень строго. Опоздать к началу занятий недопустимо. Впрочем, как и отсутствовать без уважительной причины. Ребята знают, что наставник строг, но справедлив и честен.
Народные танцы многие века не теряют своей красоты, благородства, размаха. И если о песне говорят, что это «душа народа», то танец – ее зримый образ, который оказывает большое влияние на всестороннее, эстетическое и гармоническое развитие детей и подростков.
- Фольклор – это достояние народа, ценное культурное наследие. Потеряв его, мы нанесем ущерб национальной культуре нашей страны, - считает он. - И на примере танцев народов России и мира ребята учатся любить и уважать народное творчество.
Иван Владимирович — ученик известного в Пугачеве хореографа Е.П. Созоновой. Впервые он познакомился с ней будучи учеником четвертого класса школы с. Давыдовка.
- Долгое время выступал в составе ансамбля народного танца «Колокольчик», которым она, кстати, руководит до сих пор, - вспоминает он. - А уже через три года объявил родителям, что хочу стать хореографом.
Сказано-сделано. Иван поступил в Марксовское училище искусств. Но работать по специальности после его окончания не пошел.
- Народные танцы не исчезли из моей жизни, - объясняет хореограф. - Работал на производстве, а по вечерам помогал Елене Петровне. Вскоре она предложила работать вместе с ней. Я согласился.
Тандем Созонова-Сафонов существовал много лет. Сейчас «Юностью» в КДЦ руководит он один. Если раньше Иван Владимирович отвечал за техническую составляющую номеров и репетировал только с юношеским составом, то сейчас лично учит девушек плавности хода, поворотам головы и тела, грациозности.
- Да, нелегко, - признается он. - Как могу, объясняю, что вот здесь нужен кокетливый взгляд, а здесь — вы должны показать некое превосходство над парнями. Как-то справляюсь!
«Хороший хореограф должен учиться всю жизнь», - уверен И.В. Сафонов. И он не упускает возможности узнать что-то новое. Постоянно участвует в мастер-классах других балетмейстеров, совершенствует уже имеющиеся навыки. Не отстают от папы и сыновья Александр и Дмитрий. Они серьезно занимаются спортом, но, как и отец, очень любят народные танцы.
- Мы стремимся показать зрителям интересные, зрелищные номера. Для этого надо много знать и уметь, «держать руку на пульсе». Смотрим выступления коллег, других коллективов. И учимся, - говорит балетмейстер. - Тем более, что этого требует и каждый новый номер.
О. Тегай