Газета Новое Заволжье

И были вместе дети и война

 События Великой Отечественной войны не стерлись из людской памяти. Рассказы о судьбах фронтовиков и тружеников тыла до сих пор хранятся в семейных архивах и музеях. 

Суровое военное лихолетье ударило по всему советскому народу. Но особенно тяжело пришлось детям. Они страдали от холода и голода, кромешного ада бомбежек и страшной тишины сиротства, невозможности вернуться в счастливое беззаботное время - детство. Что запомнили дети той поры?

 

От рассвета до заката

  Я, Иван Леонтьевич Дичков, родился в с. Преображенка в семье крестьянина–колхозника. Отец всю жизнь работал скотником, пастухом. Мама трудилась разнорабочей.

Выходные дни мы всегда отмечали по-праздничному. Небольшое семейное торжество намечалось и на 22 июня 1941 года.  С самого утра мама хлопотала у печи, настроение у всех было радостное, веселое. Но потом в село пришла страшная весть - началась война. Несмотря на отсутствие радио и телефонов, новость тут же облетела всю деревню. Про праздник сразу же забыли. «Не время веселиться. Гулять будем после войны!», - сказали нам взрослые. 

1941 год для меня, тогдашнего пятиклассника, запомнился особо. Мы полностью заменили мужчин в селе. Школьников привлекали к уборке овощей, хлеба. Каждый день после уроков мы шли собирать капусту и картофель. В 1942-м нам доверили погрузку семян, перевозку и сортировку зерна во время уборки урожая. Лошадей не хватало. Вместо них под ярмом ходили коровы.

 В 1943-м я закончил семь классов и устроился в бригаду №1. Мы пахали, бороновали, сеяли. Оплату производили трудоднями и печеным хлебом. Помню, как бежал вечерами домой, бережно неся маме свой первый заработок -  800-граммовый кусок хлеба.

 После посевной трудились на сенокосе. Эта работа была еще тяжелее. Люцерну косили лобогрейками (прим. редакции: простейшая жатвенная машина) на лошадях.  Работали по два человека: один - за «кучера», другой – за «барина». Первый правил лошадьми. А второй, сидя на  железном сиденье, должен был успевать отправлять вилами скошенную массу в валок. Больше, чем на круг, а это 500-600 метров, сил не хватало. Менялись по очереди. Работали весь световой день. Ели и ночевали прямо в поле. Бригадир, дядя Ваня Лысов, поднимал нас на рассвете. До завтрака косили, потом копнили. И так весь сезон.

Затем работали на уборке хлеба. Переезжали с поля на поле, жили в степи, спали на соломе. И только раз в неделю бригадир отпускал нас в баню. Вечером уйдешь домой, а утром должен быть в поле. Дисциплину соблюдали все.

В конце августа 43-го я заболел брюшным тифом. Три недели лежал в больнице. После выздоровления мама повела меня в «Тракторуч» (прим.: аграрно-технологический техникум) учиться на токаря. Секретарь, мамина знакомая, посоветовала поступать в сельхозтехникум. Пришли туда, а нам объясняют, что приемные экзамены давно закончились. Но посмотрели на аттестат и приняли в награду за отличную учебу.

В техникуме тогда размещался госпиталь ЭГ-1646. Поэтому учились мы в другом здании в две смены. Жили в общежитиях. Дрова добывали как могли. От голода и холода опухали руки. Но мы учились и мечтали о светлом будущем. В выходные дни уходил домой, чтобы помочь маме. Надо было привезти соломы с полей, которые находились за 8-10 км от села. Еще дров из лесу принести, нарубить, убрать двор. Дел по хозяйству всегда хватало.

  9 мая 1945 года запомнилось отрывками. Утро. Мы еще спим. К нам стучат в дверь, но мы не отвечаем. И вдруг сквозь сон слышим: «Что вы спите! Война закончилась!». Это Коля Ерофеев принес всем радостную весть. Мы как по тревоге вскочили и вышли на улицу. Там вывешивали флаги, плакаты. Объявили выходной день, и я пошел, как всегда, пешком домой. В селе тоже все радовались, плакали. Все говорили лишь о том, что скоро мужики вернутся и наступит хорошая жизнь.

  Из двух групп нашего гидромелиоративного отделения (42 человека) в 1946 году дипломы получили лишь 12 человек. Меня вместе с Виктором Гусевым направили на работу в Алтайский край. Но это уже совсем другая история...

 

Воспоминания Изабеллы Петровны Шаламовой

Начавшаяся война не дала мне, пятикласснице, поехать на смотр художественной самодеятельности в Саратов. Туда нас, большой хор и танцевальный кружок средней школы №1, отправляли как лучших участников смотра художественной самодеятельности городских школ.

 22 июня 1941 года я помню, как будто это было вчера. Мама и бабушка \изменились в одночасье. Они стали совсем другими - суровыми, жесткими, принципиальными.

Мужчины ушли на фронт. В доме остались жить 10 человек -  пять женщин и пять моих двоюродных сестер. В июле 1941-го нас отправили на полевые работы в пос. Смелость. Вообще, на разные полевые работы мы выезжали все четыре года. Летом и осенью дома не жили, ездили по округе.  В Махорсовхозе выращивали табак, в с. Каменка пололи пшеницу и ухаживали за скотом, с бригадой девочек пилили лес на Петровом острове, что рядом с с. Криволучье. А зимой и весной работали в местных госпиталях.

Я от всей души хочу, чтобы нашим детям и внукам не пришлось испытать на себе все тяготы и невзгоды военного времени. Мы, дети войны, как никто другой, знаем, как прекрасно мирное небо...

 

Подготовила Ю. Романова с использованием материалов книги «Город Пугачев. История и современность»

 

 

Комментарии (0)

Здесь ещё нет оставленных комментариев.

Оставьте свой комментарий

  1. Добавление комментария от гостя.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location
Введите текст с картинки. Не разобрать?
Директор - О.В. Тегай
Главный редактор - С.Г. Аристов
Адрес редакции: 413720, г. Пугачев,
Революционный проспект, 186 Яндекс.Метрика
© 2025 Все права защищены | Газета "Новое Заволжье"
Сделано в di-key.ru