Газета Новое Заволжье

Мы сражались с врагом и в тылу, мы с тобой приближали Победу

В братской могиле социально-оздоровительного центра «Пугачевский» захоронены умершие от ран в госпитале №4090 бойцы Красной Армии. В 1965 году здесь был поставлен памятник «Родина-мать». На плитах высечены имена 18 военнослужащих.

В августе 1941 года санатории и дома отдыха преобразовывались в госпиталя для раненых. Уже в ноябре дом отдыха  «Пугачевский» принял госпиталь №4090, эвакуированный из Тульской области. В вагонах-теплушках раненые поступали из Сталинграда. Со станции по Иргизу на санях их везли в госпиталь. Требующих немедленного хирургического вмешательства сразу же направляли на операционный стол. Остальных мыли в бане, стригли, переодевали, обрабатывали раны и размещали по корпусам. Дом отдыха, рассчитанный на 170 человек, в военный период принимал до 400 раненых. Их размещали не только по корпусам, но и в клубе, столовой и на квартирах местных жителей. За два года госпиталь принял 2216 человек.

Начальником лечебного учреждения была старший лейтенант Нина Ильинична Доброхотова, военным комиссаром – Федор Сергеевич Марин. Работали врачами Пахнина, Краснюк, Берибаум, Энштейн, Гамжина.

С выздоравливающими бойцами проводилась боевая и политическая подготовка. Они переводились в отдельные палаты и получали дополнительно ежедневно по 200 граммов хлеба. Выздоравливающие помогали госпиталю в хозяйственных работах, ремонтировали тапочки, утюги, несли охрану, дежурили на кухне.

Библиотекарь Созонова разносила бойцам книги, журналы, выпускались боевые листки. Прибегали навестить фронтовиков подростки из соседних сел. Они приносили раненым молоко, а потом устраивали для них концерты. Раненые любили общаться с Любой Гришенковой, Юрой Вяльшиным, Лешей Носковым, Ниной Пасько, Владимиром Куповским.

Женскому персоналу госпиталя запрещалось заводить любовные романы, но они случались. Встретила здесь свою любовь и санитарка Прасковья Чернова.  У ее дочери Валентины Митрофановны Степиной  в свидетельстве о рождении так и записано «госпиталь №4090». Но своего отца Валентине увидеть не довелось. Выписавшись из госпиталя, он ушел воевать. С фронта присылал нежные ласковые письма. Долго ждала Прасковья его возвращения. Но он так и не вернулся  - погиб, защищая Родину.

Государство обеспечивало госпиталь мукой, крупами, чаем, консервами. Благодаря наличию подсобного хозяйства раненые получали молочные продукты, а также мясо - говядину и свинину. Овощеводческая бригада под руководством  Назара Гавриловича Пасько обеспечивала овощами, яблоками, вишней, картофелем, зеленью. Засаливали на зиму в монастырских чанах капусту, огурцы, помидоры. Собственная пекарня ежедневно выпекала по 600 кг свежего хлеба.

Основным средством передвижения был гужевой транспорт. На сельхозработах  использовали лошадей, верблюдов и волов. Старая полуторка с фанерной кабиной использовалась нечасто. Основным видом топлива были дрова, угля не было, а сланец горел плохо, давая мало тепла. Поэтому работали бригады лесорубов. Выполнившим норму заготовок давали дополнительные 20 граммов каши. Электричество включали только во время операций. А так повсеместно использовали керосиновые лампы.

Госпиталь существовал по законам военного времени. Поэтому дисциплина было очень жесткой. За опоздание на работу - прогул. Привлекали к ответственности вплоть до уголовной. Контроль за продовольствием и вещевым имуществом вел главный бухгалтер Шкляр и специальная комиссия. Учитывался каждый литр молока, каждый овощ. Рабочие овощной бригады вовремя не собрали огурцы - из зарплаты бригадира вычли их стоимость. В приказах отражены даже такие незначительные хищения, как тарелка картошки с мясом, поясной ремень, подмена ботинок, которые пресекались жестко.

Госпиталь относился к Всесоюзному центральному совету профессиональных союзов, его состав был вольнонаемным. Люди получали  заработную плату, которой едва хватало на жизнь. Зарплата медсестры - 120 руб., санитарки, рабочего - 90. И это при том, что буханка ржаного хлеба на «черном рынке» стоила в тот период 200 рублей.

В приказах по госпиталю отражены и благодарности. Поощрялись отрезами мануфактуры. Такие награждения были приурочены к празднованию 8 Марта или Октябрьской социалистической революции.

После лечения раненые проходили медкомиссию, которая решала вопросы пригодности бойцов для фронта. Таких было практически 80 процентов, их переводили в запасную часть г. Пугачева, в Николаевские казармы, а потом отправляли в Саратов. После окончания Великой Отечественной войны госпиталь существовал еще несколько месяцев, долечивая раненых, а осенью 1945 года его расформировали и сразу же приступили к восстановлению дома отдыха.

Н. Хапова. Из архива газеты «Новое Заволжье»

 

Комментарии (0)

Здесь ещё нет оставленных комментариев.

Оставьте свой комментарий

  1. Добавление комментария от гостя.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location
Введите текст с картинки. Не разобрать?
Директор - О.В. Тегай
Главный редактор - С.Г. Аристов
Адрес редакции: 413720, г. Пугачев,
Революционный проспект, 186 Яндекс.Метрика
© 2025 Все права защищены | Газета "Новое Заволжье"
Сделано в di-key.ru