Мы продолжаем цикл публикаций, где на вопросы школьников отвечают руководители учебных учреждений Пугачевского района. Сегодня это директор МОУ «СОШ №3 г. Пугачева» Ольга Дмитриевна Бордунова
- Здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, о своем пути как педагога. (Ксения Мишастая, 8 класс).
- В 15 лет, окончив восемь классов, поступила в Вольское педагогическое училище на специальность «учитель начальных классов». После его окончания направили в родной Пугачевский район, где в то время была острая нехватка учителей истории и географии. Что делать? Поступила заочно в СГУ им. Н.Г. Чернышевского на географический факультет и поехала работать по направлению в Клинцовскую среднюю школу. На моем пути встретились мудрые наставники: Антонина Александровна Табунщикова, Анна Макаровна Ксенофонтова. Они щедро делились своим опытом. Отработав три года, переехала с семьей в город Пугачев и в течение 15 лет преподавала в начальной школе. Это были годы творческого подъема . Именно здесь освоила новые методики, систему Занкова, руководила районным методическим объединением учителей начальных классов. Меня наградили Почетной грамотой Министерства просвещения СССР и ЦК профсоюзов работников просвещения, присвоили звания «Старший учитель» и «Почетный работник воспитания и просвещения РФ». В 1995 году назначили директором СОШ №3. Пришлось оставить начальную школу и вернуться к любимой географии. Любовь к предмету - от учителей, которые интересно преподавали в школе и педучилище. К сожалению, в течение нескольких лет я не преподаю, так как вопросы администрирования занимают большую часть рабочего времени.
- Кем Вы мечтали быть в детстве? Думали ли тогда, что станете директором школы? (Платон Кузнецов, ученик 11 класса).
- В детстве мечтала быть учителем или продавцом. Никогда не думала, что стану директором школы.
- Были ли у Вас в юном возрасте кумиры - люди, с которых хотелось взять пример? Кто для Вас пример для подражания в настоящее время? (Дарья Калмышева, ученица 11 класса).
- Вторая заповедь Закона Божьего гласит: «Не сотвори себе кумира…». Эти слова содержатся в 20 главе книги Исход. Я бы слово «кумиры» опустила совсем, оставив «люди, которые мне симпатичны», на которых в чем-то хотелось быть похожей. Это, конечно, мои учителя. В одних привлекала эрудиция, в других – умение общаться, в третьих – элегантность... В настоящее время подражать не пытаюсь, хотя с почтением отношусь к людям сдержанным, благородным, способным на жертвенность.
- Говорят, что нынешнее поколение детей «трудное». Согласны ли Вы с этим? (Руфина Хансевярова, ученица 9 А класса).
- Позвольте не согласиться. Современное поколение просто другое. Это и понятно. Другая эпоха – другая молодежь. Им гораздо сложнее, чем было нам.
- Скажите, пожалуйста, какие качества надо воспитывать в себе, чтобы стать успешным человеком? Можете ли Вы себя назвать таковым? (Милана Мыслина, ученица 9 А класса).
- Для каждого понятие «успешный» означает что-то свое. Для меня успех – достижение поставленных целей, реализация надежд, позитивное отношение к жизни, постоянное развитие. Чтобы воплотить в жизнь задуманное, добиться успеха, надо хорошенько потрудиться. Я считаю себя успешным человеком.
- По Вашему мнению, почему ученики так радуются отмене занятий? Ведь потом «догонять», учить материал все равно придется. А Вы, когда были школьницей, радовались внезапным «каникулам»? (Роман Надан, ученик 9 А класса).
- Конечно, я и мои одноклассники тоже были рады отмене занятий. Правда, случалось это крайне редко. Чаще всего отменяли подвоз в школу из-за поломки машины, трактора. Это был праздник для нас! Умственный труд всегда был и есть тяжелым, поэтому нередко хочется передышки. А те, кто не напрягается, тем более ждут праздника вдвойне.
- Благодаря Вам наша школа очень сильно изменилась, стала более современной. Что еще бы Вам хотелось сделать? Какой Вы видите школу завтрашнего дня? (Анастасия Кондратьева, ученица 11 класса).
- Мне нравится при минимальных затратах вносить кардинальные преобразования. Например, из гаража сделать учебный класс, из трапезной М.Т. Мальцева – кабинет по основам военной службы, из кубовой – туалет и т.п. Теперь хочется сделать капитальный ремонт в школе. Нет, уверена, что он будет! Школа завтрашнего дня должна отвечать всем современным требованиям и запросам, но это впереди.
- Ольга Дмитриевна, как Вы считаете, чего еще не хватает нашему учреждению? Какие проблемы существуют, как Вы их решаете? (Анастасия Клещова, ученица 11 класса).
- Перегружены учителя , которые взрослеют с каждым годом. Необходимо растить смену. В 2023 году четыре выпускника поступили в вузы на педагогические специальности. Ждем их возвращения! Нашей школе необходима благоустроенная многофункциональная спортивная площадка. О нашей проблеме знает учредитель. Пугачев благоустраивается быстрыми темпами. Думаю, скоро очередь дойдет и до нас.
- Как Вы думаете, все-таки будут отменены экзамены в форме ЕГЭ и ОГЭ? Возможен ли возврат к экзаменам по аналогу прошлых лет, когда были билеты с вопросами? Или будет что-то другое? Очень хочется узнать Ваше мнение, как педагога с многолетним стажем. (Эльвина Султанова, ученица 9 Б класса).
- Может, кого-то и разочарую. Для меня этот вопрос не принципиальный. Учителя научились готовить детей к ОГЭ и ЕГЭ, учащиеся показывают высокие результаты на итоговой аттестации.
- В этом году я стала участницей патриотической смены «Орден Мужества», и это событие стало очень важным для меня. А какое достижение школы, ее учеников и педагогов стало самым запоминающимся для Вас? (Эвелина Алмакаева, ученица 9 А класса).
- Победа нашей команды во Всероссийском конкурсе «Орден Мужества», естественно, стала важным событием для всей школы. В приоритете, конечно, - учеба и трудоустройство выпускников. Разве это не событие, когда ежегодно все твои выпускники получают аттестаты и поступают в престижные учебные заведения?
- Ваше мнение, Ольга Дмитриевна, оправдало ли себя внедрение обязательной школьной формы? Или для ребенка все-таки лучше свободная форма одежды, как один из способов самовыражения? (Ярослав Малышенко, ученик 9 А класса).
- Здесь мое мнение однозначно – форма! Единая школьная форма!
- Не которые молодые специалисты считают, что академические знания не востребованы в реальной работе, им очень не хватает практических навыков. Отсюда и отторжение, разочарование в профессии. С Вами было что-либо подобное? (Павел Хуртин, ученик 9 Б класса).
- У меня не было разочарования в профессии. Думаю, оттого, что я попала в замечательный коллектив, который возглавлял Григорий Семенович Долгополов, где меня, молодого специалиста, окружили вниманием и заботой.
- По Вашему мнению, профессия учителя мужская или женская? Есть ли разница между педагогоммужчиной и педагогом-женщиной? (Данияр Камалетдинов, ученик 9 А класса).
- Как для ребенка в семье важны и мама, и папа, так и для школы нужны педагоги-женщины и, конечно, педагоги-мужчины. В большинстве педагоги-мужчины более сдержанны, выносливы, терпеливы. В воспитании мальчиков, по моему наблюдению, им принадлежит лидирующая роль.
- Представьте такую ситуацию: есть школа, где все учителя – молодые выпускники вузов. Согласились бы Вы стать директором такого учебного учреждения? (Ольга Сафонова, ученица 9 А класса).
- Скорее, да! Один возраст, одно поколение, много общего! Именно молодые педагоги принесут в школу мобильность, креатив, новизну.
- Ольга Дмитриевна, Вы руководите большим коллективом, встречаетесь со многими людьми. Вы всегда в курсе всех событий и никогда не откладываете дела «на потом». В чем секрет неутомимой работоспособности и энергичности? (Валерия Бочкарева, ученица 11 класса).
- Люблю свою работу, свое служение. Получаю удовлетворение, позитивные эмоции от того, чем занимаюсь. С интересом наблюдаю за ростом коллег, развитием учащихся.
- Чем Вы занимаетесь в свободное от работы время? Есть ли у Вас хобби? (Алина Еникеева, ученица 9 А класса).
- Свободного времени, конечно, маловато. Обычно после 21:00 читаю духовную литературу. Это мое увлечение помогает снять дневное напряжение, питает душу , приносит умиротворение и тихую радость.
- Есть ли мечта у директора СОШ №3? А какая мечта у Ольги Дмитриевны Бордуновой? (Александра Мнекина, ученица 9 А класса).
- Мы все «летим» выполнять чьи-то поручения под грифом «срочно». Мечтаю, чтобы у школьных жителей было больше времени для общения: у педагогов с учениками, у родителей с детьми, у администрации с коллегами. - Очень интересно узнать, каково Ваше жизненное кредо? (Софья Чимарова, ученица 9 А класса).
- Спешите делать добро! Все будет хорошо!
- Что бы Вы пожелали педагогам и ученикам нашей школы? (Самира Татлова, 10 класс).
- Взаимоуважения, терпения и, конечно, любви друг к другу.
- Сложно ли было отвечать на вопросы, заданные Вам? (Богдан Жигалин, 8 класс).
- Старалась отвечать искренне, просто и понятно всем, поэтому несложно.
- Спасибо за интересную беседу.
С. ТАТЛОВА