В филиале Саратовского областного государственного архива в г. Пугачеве хранятся документы некогда крупных предприятий города. Исторические свидетельства рассказывают о зарождении производства, людях, которые поднимали предприятия в различные годы. Сегодня мы познакомим читателей с историей Пугачевской мебельной фабрики, известной когда-то не только в масштабах области, но и всей страны.
На территории Пугачевской мебельной фабрики до 1917 года размещались две пилорамы, по распиловке леса, которые были установлены еще в 1896 году. Одна пилорама принадлежала лесопромышленнику Ястребову, вторая лесопромышленнику Лобанову. Суть торговли состояла в следующем – Лобанов и Ястребов закупали лес в верховьях Волги и по воде переправляли его в Николаевск, пилили его на пилорамах и продавали населению Николаевского уезда. Постоянных рабочих насчитывалось не более 20 человек. В 1902 году купец Ястребов расширил производство и стал его единственным владельцем. Именно с этого момента именуемые в простонародье лесопилки и получили название Николаевского лесопильного завода, на котором, как известно, был установлен паровой двигатель.
После 1917 года завод перешел в ведение Пугачевского уездного Совета народного хозяйства. В 1921 году предприятие вошло в ведомство промышленных комбинатов г. Пугачева. В эти годы здесь по-прежнему занимались распиловкой бревен и заготовкой лесоматериала.
Молодая Страна Советов диктовала новые условия. В создаваемые в те годы колхозы и совхозы требовался сельскохозяйственный инвентарь, в школы нужны были парты и стулья. В 1934 годы на базе столярной мастерской лесозавода было решено создать цех по производству бочек, деревянных колес на телеги, веялок и другого сельхозинвентаря, а также школьных парт и конторской мебели. Из документов известно, что в те годы был построены раскроечный, сушильный цехи, надстроен второй этаж для сборочного цеха, возведен ряд подсобных помещений. Известно, что директором завода в тридцатые годы стал А.Л. Доронкин. В 1936 году некогда лесопильный завод перешел на производство исключительно мебели. Крепкую деревянную мебель делали из щитов, чуть позже перешли на ДСП. В довоенные годы на поток производились столы, стулья, кресла, шкафы, тумбочки, диваны, парты и многое другое.
В январе 1941 года на основании Приказа Пугачевского райпромкомбината от 4 января 1941 года лесопильный завод и мебельный цех были объединены в Пугачевский деревообрабатывающий завод «Красногвардеец». Завод по-прежнему специализировался на изготовлении мебели, распиловке леса и его заготовки в Московской области.
С началом Великой Отечественной войны многие рабочие ушли на фронт. Их заменили старики, женщины и подростки. Сам завод был объявлен оборонным. А это означало, что предприятие использовало все свои возможности и резервы для участия в обороне страны. Увеличение заказов на выработку оборонной продукции вызывало необходимость увеличить коллектив завода с 350 человек до 900 человек. Война заставила резко изменить номенклатуру продукции и вырабатывать изделия нужные фронту и обороне. С июля 1941 года и до конца войны здесь изготавливали ящики для боеприпасов, обеспечивая ими заводы оборонной промышленности. Производство спецтары требовало большого количества древесины, поступление которой к концу 1942 года практически прекратилось. Это обстоятельство заставило с 1942 года и до конца войны производить самозаготовку леса в пойме реки Волга и доставлять его в Пугачев сплавом плотов по реке Большой Иргиз.
В конце 1941 года на предприятие поступило военное задание. Нужно было срочно организовать выработку пароконных военных повозок. Специального кузнечного прессового оборудования не имелось. Все кузнечные работы выполнялись вручную. В организованной кузнице работала 21 пара кузнецов. Основная часть бригады состояла из подростков и женщин, которые квалификацию кузнеца получали здесь же, в процессе работы. Новое производство осваивать всегда трудно, но коллектив кузнечного цеха к концу 1942 года добился ежемесячной сдачи для Советской армии 200-250 пароконных повозок.
В конце 1941 года завод получил военное задание. Необходимо было изготавливать и реставрировать лыжи, которые приходили с фронта. Производство лыж было налажено. За 1942-1943 годы было оправлено в армию свыше 200 тысяч пар деревянных лыж.
Кроме этого, в годы войны на заводе шло изготовление спичек, деревянных ложек, калиевой соли. Наряду с продукцией оборонного назначения, в небольшом количестве вырабатывали предметы для сельского хозяйства района – веялки-сортировки, колеса, телеги.
В 1946 году 83 работника из коллектива Пугачевского деревообрабатывающего завода «Красногвардеец» за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны были награждены правительственными наградами – медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
После окончания войны завод перешел к своим довоенным функциям – распиловке древесины, выпуске изделий для сельскохозяйственных нужд района и области. Известно, что в период с 1966-го по 1970 годы Пугачевский деревообрабатывающий завод выпускал продукцию, необходимую для нужд населения – платяные шкафы, диваны-кровати, тумбы под телевизоры. В 1970 году пугачевское предприятие вошло в объединение «Волгамебель», которое располагалась в г. Куйбышеве.
Согласно архивным документам, переломным для предприятия стал 1973 год. В работу было введено новое технологическое оборудование, потребовались дополнительные площади для новых цехов. В тот же год деревообрабатывающий завод был переименован в мебельную фабрику. В 80-е годы кроме основной продукции был освоен выпуск мягкой мебели, пружинных блоков. В эти же годы фабрика была объединена с саратовским мебельным комбинатом. Это было время расцвета мебельной фабрики. На предприятии тогда трудились чуть более 600 человек. Щиты для мебели производили на заказ не только по стране, но и в ближайшее зарубежье. Директором фабрики в то время была А.А. Блохина, ей на смену пришел не менее энергичный и деятельный В.И. Воронков. Однако время вносило свои коррективы. В начале 90-х годов производство пошло на спад, а вскоре некогда передовое пугачевское предприятие было признано банкротом.
И. Мнекина, главный архивист филиала ОГУ ГАСО в г. Пугачеве