Газета Новое Заволжье

Центр старообрядческой России

В конце 70-х годов XVIII века в четырёх иргизский скитах жило не более 100 человек. Однако количество иночествующих постоянно увеличивалось. И в 1776 году сюда прибыл инок Сергий (Юршев), вышедший из Польши. Он поселился в Исаакиевом ските. Сергий принес с собой полотняную походную церковь и антиминс — отрез ткани, символизирующий плащаницу, который является обязательной частью престола и неотъемлемой составляющей церковной атрибутики при проведении литургии. Новость быстро разнеслась по России, и вскоре огромное количество паломников из Москвы, Санкт-Петербурга, Сибири, Поволжья и других мест направилось в Исаакиев скит. Летом, во время судоходства, сюда одновременно приходило по 5 - 6 тысяч богомольцев.

3 мая 1780 года Сергий был избран настоятелем Исаакиева скита. В том же году он принял участие в соборе на Рогожском кладбище, после чего его роль и значение в старообрядческом мире сильно возросли. Также ему удалось получить у властей формальное разрешение отправлять в своем ските богослужение по старым обрядам. К Покровской часовне был пристроен алтарь и новая церковь освящена во имя Введения Пресвятой Богородицы. 5 августа 1782-го и 5 марта 1783 годов Сергий созывал собор при Введенской церкви с целью перенести привилегии Стародубья на Иргиз.

Вскоре тесная Введенская церковь перестала вмещать всех богомольцев, посещающих Исаакиев скит. Поэтому Сергий построил второй, более обширный и красивый храм. Он был освящен 19 декабря 1783 года во имя Успения Пресвятой Богородицы, и с этого времени скит получил название Верхне-Успенского монастыря. В тот же день состоялся собор, где было принято решение наделить Иргиз исключительным правом исправлять священников, приходящих от господствующей церкви. Это право старообрядцы признали единодушно и повсеместно, и Иргиз приобрел ведущее значение во всем старообрядческом мире, ибо все старообрядческие общества неминуемо должны были обращаться сюда для получения священников. Поскольку в это время богослужение со всем благолепием отправлялось на Иргизе только в Верхне-Успенском монастыре. Данный собор по существу определил Сергия главой не только Иргиза, но и всего старообрядчества поповского толка. 28 января 1793 года Сергия переизбрали настоятелем Верхне-Успенского монастыря, но на выборах 1795-го, прошедших в Вольске с участием Вольских и хвалынских купцов, он был заменен на этом посту Исаакием.

Развивались и другие скиты. В 1786 году настоятель Авраамиева скита Адриан вместо прежней часовни начал строить новый деревянный храм во имя Воскресения Христова, и скит получил название Нижне-Воскресенского монастыря. Там в 1788 году и поселился инок Прохор, который с 10-ю старцами прибыл на Иргиз. Почти сразу он фактически стал исполнять обязанности настоятеля монастыря, хотя официально был избран на эту должность только в 1791-м.

Прохор стремился, чтобы Нижне-Воскресенский монастырь ничем не уступал Верхне-Успенскому. В 1789 году он освятил Воскресенскую церковь. Следом он начал строительство нового храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы, освящение которого состоялось в 1795 году. При храме соорудили колокольню с 12 колоколами, построили 46 келий. Кроме того, стараниями Прохора в монастыре появились библиотека, где хранилось около 500 книг, и больница, которая разместилась на противоположном берегу реки Большой Иргиз.

Обустраивался и Пахомиев скит. В 1788 году настоятель Антоний, приняв под свое покровительство иноков Филаретова скита, заложил церковь во имя Николая Чудотворца. Через два года объединенными усилиями она (вместе с колокольней) была построена и освящена, а слившиеся скиты получили название Средне-Никольского монастыря. По реестру 1797 года в трех мужских монастырях числилось 108 монахов, но обитателей в них было гораздо больше.

Преобразился и женский Маргаритин скит, который появился на озере Калач к концу 1774 года. В нем была построена и освящена деревянная часовня во имя Покрова Пресвятой Богородицы, и он стал называться Верхне-Покровским монастырем.

В 1783 году образовался еще один женский скит, названный Анфисиным. Его основательница, инокиня Анфиса, вместе с сестрами прибыла из Польши. Поселились они на окраине Мечетной слободы отдельными кельями. Позже, в 1786-м, скит был перенесен на Горшенину Луку - небольшое урочище на берегу Большого Иргиза в 1,5 км от слободы Мечетной. В 1796 году в нем построили часовню во имя Успения Пресвятой Богородицы, и он получил название Средне-Успенского монастыря.

Итак, к концу XVIII века большая часть жителей прииргизского края придерживалось староверия. Им принадлежало большинство селений, среди них Красный Яр, Наумовка, Кормежка, Криволучье, Каменка, Давыдовка, Мечетная, Пузаниха, Таволожка, Порубежка, Журавлиха. Численный перевес старообрядцев объясняется мощным влиянием Иргизских монастырей, которые стали центром старообрядчества. Только здесь могли принимать священников, приходящих от господствующей церкви, только на Иргизе дозволено было их иметь и только отсюда они совершенно свободно и открыто рассылались по разным старообрядческим общинам. Считаясь иргизскими, они всюду освобождались от преследований, не только беспрепятственно разъезжали по Саратовской губернии и всей центральной России, но и не раз посещали Алтай, Урал и Сибирь. Такая свобода иметь старообрядческих священников придавала Иргизу огромное значение в среде старообрядцев.

Подготовила О. Максимова

Комментарии (0)

Здесь ещё нет оставленных комментариев.

Оставьте свой комментарий

  1. Добавление комментария от гостя.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location
Введите текст с картинки. Не разобрать?
Директор – главный редактор – С.Г. Аристов
Адрес редакции: 413720, г. Пугачев,
Революционный проспект, 186 Яндекс.Метрика
Газета перерегистрирована Средне-Волжским управлением Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 03.07.2007, регистрационный номер ПИ № ФС8-0587
© 2024 Все права защищены | Газета "Новое Заволжье"
Сделано в di-key.ru