- эти слова из стихотворения Е. Самойловой, стали эпиграфом к новой книге пугачевского автора Сергея Сидорина «Снова встретимся со школой»
У его творчества нет рамок. Сергей Петрович может и умеет писать песни и стихотворения, в которых рассказывает о героях Великой Отечественной войны, отчем доме, родном крае. Его перу принадлежат и несколько книг: «История хора пос. Солянский», «История культуры малой родины», «История поселка Солянский», «Сборник песен», «Летопись воинской славы». В прошлом году из-под его пера вышла новая книга, рассказывающая об истории развития школы и детского сада в поселке Солянский.
На ее страницах автор рассказывает о первом сельском учебном учреждении с момента его возникновения до сегодняшнего дня.
«Появление школы и детского сада неразрывно связано с деятельностью зерносовхоза Солянский, одного из крупнейших в Саратовской области сельскохозяйственных предприятий. Люди приезжали в поселок в поисках работы со всех уголков нашей страны, обзаводились здесь жильем, создавали семьи. Село росло и развивалось, улучшалась социальная, культурная и образовательная сфера». Рассказывая о центре притяжения детей и подростков, С.П. Сидорин повествует и об истории развития пос. Солянский.
«На месте поселка были хуторы, появившиеся на обоих берегах реки Солянки в конце XIX столетия. В 1897 году в них, а также в располагавшемся неподалеку хуторе Божанов входили пять дворов, 31 мужчина и 33 женщины. Административно хутора входили в Хлебновскую волость Николаевского уезда Самарской губернии. Принадлежали они семейству дворян Устиновых, которые владели 10689 десятинами удобной и 1360 десятинами неудобной земли.
В ходе «Столыпинских» аграрных преобразований часть бывших крепостных помещика Устинова получила отруба, образовав поселок Солянский.
После революции 1917 года поселок объединился с национализированным барским хутором в один населенный пункт, входивший в Хлебновский сельсовет Николевской волости Пугачевского уезда. В 1926 году здесь было 38 дворов, 78 мужчин и 93 женщины. Постепенно поселок рос за счет прибывавших из-за Волги и из Украины переселенцев. В 1933 году он стал центральной усадьбой зерносовхоза «Солянский».
В 1928-29 гг. в Солянке была создана школа по ликвидации безграмотности среди взрослого населения. Занятия проводили простые люди, которые могли читать и писать. Занимались вечерами, после работы собирались у кого-нибудь в доме по 8-10 человек. Желающих заниматься в школе ликбеза было много, причем не только среди молодежи, но и среди взрослого населения. В 1930 году в Солянке была открыта начальная школа. Располагалась она в саманном здании. Учились здесь всего 15-18 человек. Занимались все четыре класса вместе в одной комнате. Вела занятия учительница Людмила Федоровна Смягина.
В 1932 году началось строительство центральной усадьбы. Были построены центральная ремонтная мастерская, столовая, пекарня, клуб, больница, жилые дома. В 1933 году в совхозе открыли неполную среднюю школу с семилетним образованием. Ее директором стала Александра Ивановна Рязанова. В школе в это время обучалось 56 человек - дети Солянского зерносовхоза и ребята из близлежащих сел Хлебновка и Старая Медынка.
В 1937-38 годах в школе уже обучалось около 80 человек. В этот период в село приехало много казахских семей с детьми. Специально для них был организован класс. Просуществовал этот класс два года, так как дети успешно прошли адаптацию и стали обучаться вместе со всеми».
Прослеживая историю школы, автор рассказывает о годах Великой Отечественной войны, послевоенных годах, времени расцвета и угасания известного на весь СССР зерносовхоза. Говорит он и о людях, чьи имена неразрывно связаны со школой и детским садом пос. Солянский. Причем о многих из них вспоминают их ученики. Есть в книге и воспоминания самого автора.
«После окончания института искусств и культуры в 1994 году я приехал в родное село. В народный хор, которым я стал руководить, ходили и учителя. Директор школы Алексей Николаевич Бухаров предложил мне работать еще и учителем музыки. Я, конечно же, отказался, но Алексей Николаевич мог уговаривать. «Мы тебе поможем в твоей работе в Доме культуры, а ты нам будешь помогать в нашей школьной работе», - сказал он. Деваться было некуда. Вел уроки с первого по восьмой классы, готовил ребят и учителей к смотрам художественной самодеятельности, к участию в районных конкурсах и смотрах. Наш хор из учителей и работников школы на первом же районном конкурсе завоевали первое место.
Запомнилась поездка в Саратов на смотр агитбригад профсоюзных организаций. Наш коллектив подготовил программу «Наша служба и опасна и трудна». Всю дорогу не переставали смеяться и над собой, и над людьми, которые принимали нас за отряд милиции, так как мы были в форме.
Я помню свои первые уроки музыки. Все учащиеся пели песни, никто не стеснялся, детям нравилось выходить на сцену.
Более десяти лет я работал в школе и 15 лет в детском саду. Запомнил те годы навсегда».
Автор книги благодарит за помощь в поиске информации сотрудников Дома культуры и библиотеки пос. Солянский, учителей и выпускников ООШ. Отдельное спасибо — хранителям музейной комнаты «Летопись школы» О.М. Крюковой и Т.А. Выхрестюк. Спасибо также ветеранам Л.Ф. Ломовой, Л.М. Камневой, Н.И. Николаевой, Т.А. Каретниковой.
Презентация книги состоялась в школе. Сергей Петрович поделился историей ее написания, рассказал о фактах, которые не вошли в книгу, другие интересные истории, связанные с учебным учреждением.
- Это моя пятая книга, посвященная малой родине, - сказал С.П. Сидорин. - Зачем я пишу о нашем поселке? Чтобы каждый из нас знал и помнил свои корни, откуда мы родом, гордился нашим поселением и беззаветно его любил.
Ю. Романова