В этом году детской школе искусств г. Пугачева исполняется 70 лет. О том, насколько важно в современном мире музыкальное и художественное образование, что оно дает детям и о многом другом — в нашей беседе с директором ДШИ Александром Владимировичем Попоновым
- Александр Владимирович, у школы искусств юбилей. Напомните нашим читателям, с чего все начиналось?
– В 1954 году в городе была организована детская музыкальная школа. Ее первым директором стал В.А. Глейзер. С 1955 по 1987 года учреждение возглавлял А.В. Вахнин. Вообще, представить музыкальную школу без А.В. Вахнина трудно. Это был добрый, проникновенный человек. Он находил общий язык с первоклассником и руководителем города, любил сцену, выступал на городских мероприятиях, сам аккомпанировал на баяне вокальным группам. В 60 лет передал управление Н.Ю. Балашовой, а сам еще 13 лет был просто преподавателем, занимался любимым делом.
В те годы было всего два отделения – фортепианное и народное. Занятия проходили в нескольких кабинетах в здании вечерней школы. В 1965 году му- зыкальная школа переехала на первый этаж здания, где сейчас находится налоговая служба. Лишь в 1990 году у ДШИ появился новый адрес: Топорковская, 19, по которому она расположена и сегодня.
– Давайте поближе познакомимся с преподавательским составом и отделениями.
- В нашей школе реализуются 10 дополнительных общеразвивающих программ в области искусств на шести отделениях: «Фортепиано», «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Хоровое пение», «Живопись», «Общее эстетическое образование». Преподаватели школы искусств имеют большой опыт работы с одаренными детьми и могут найти подход к каждому ребенку. Есть у нас педагоги, которые работают не одно десятилетие, но также каждый год мы принимаем молодых специалистов в наш дружный коллектив.
- Вы не думали над тем, чтобы увеличить территорию искусств? Скажем, открыть отделение хореографии или театральное?
- Увеличение отделений является не простой задачей, здесь есть много факторов, без которых этого сделать нельзя: увеличение учебных площадей, соответствующих нормам и правилам для ведения образовательной деятельности, квалифицированный кадровый потенциал, и т. д.
- Какие приоритеты для учреждения стоят в этом учебном году?
- Важнейшим направлением нашей деятельности является приобщение детей к искусству и подготовка их к дальнейшему обучению в профессиональных организациях в сфере искусств по выбранному направлению.
- По-Вашему мнению, необходимо ли детям хорошее музыкальное и художественное образование? Должно ли оно быть всеобщим?
- Да, конечно, музыкальное и художественное образование способствуют гармоничному развитию личности. Кому-то интересна музыка или живопись, кому-то спорт, кто-то имеет предрасположенность к точным наукам. Так или иначе, наша задача состоит в том, чтобы выявить у ребенка способности, развить их, научить видеть прекрасное вокруг, выражать свое восприятие мира через чувства.
- За 70 лет работы ДШИ воспитало целую плеяду отличных музыкантов. А многие выпускники решили связать свою жизнь с музыкой или живописью?
- Профессионально за годы работы школы связали свою жизнь с музыкой и живописью более 200 выпускников. Из их числа состоит в основном и наш педагогический коллектив. За последние годы интерес получить профессию музыканта или художника только растет. В этом году поступили: в музыкальное училище на отделение «Фортепиано» Диана Дюкарева, на отделение «Эстрадный вокал» Варвара Минаева и Лиля Малютина, на отделение «Хоровое пение» - Арина Чикина, в институт культуры на музыкальный факультет поступила Яна Шаганбаева, а на факультет изобразительного искусства – Александра Зимарева. Окончив музыкальное училище, играют в военных оркестрах Вячеслав Бирюков (саксофон), Игорь Дюкарев (баян). Продолжают свою учебу в колледже Родион Мадьяров (фортепиано), Маргарита Соловьева (флейта). В этом учебном году пришел работать в школу по классу кларнета и саксофона тоже наш бывший выпускник Владимир Владимирович Шаталов.
- Школа принимает активное участие в культурной жизни города и района. Какие мероприятия Вы можете выделить особо?
- Это мероприятия, посвященные государственным праздникам, которые проходят в парке им. В.А. Важина, где много людей могут познакомиться с творчеством юных художников. Преподаватели художественного отделения проводят мастер-классы с учащимися школ города в центральной детской библиотеке. Традиционным стало участие в ежегодном литературном фестивале им. А.Н. Толстого, который с прошлого года получил статус областного. Кроме этого, наши воспитанники принимают участие в городских концертах, выступают в учреждениях города.
– Александр Владимирович, хватает ли в здании ДШИ рабочей площади, есть ли проблемы с ремонтом?
- На сегодняшний день учебных площадей нам хватает впритык, также у нас занимается педагог в школе в селе Рахмановка. Увеличение площадей — вопрос очень серьезный. Очень хочется обновить фасад здания. Сейчас идет экспертиза по отнесению нашего здания к памятникам культурного наследия. Внутри школы и в учебных классах глобальных проблем с ремонтом нет.
- Какие проблемы стоят перед ДШИ сейчас? Как Вы их решаете?
- Основные проблемы у нас, как и у многих других учреждений образования, – это нехватка квалифицированных кадров и недобор обучающихся. Для привлечения детей мы проводим множество различных мероприятий: выставки, концерты, мастер-классы, экскурсии. Даем много информации в социальных сетях и на сайте школы, взаимодействуем со СМИ. С кадрами сложнее, условия у учреждений практически одинаковые, поэтому место работы специалисты выбирают с учетом своего места проживания.
- Расскажите, пожалуйста, о своем пути в мире искусства.
- Мне было 14 лет, когда стал одним из первых учеников только что открывшегося тогда художественного отделения. Рисовать я любил с детства. Школьные уроки не давали той полноты знаний, какой мне хотелось. Благодарен своему преподавателю Людмиле Сергеевне Головачевой, которая дала мне азы художественного мастерства и помогла сделать выбор. После школы поступил в Тольяттинский университет на факультет изобразительного искусства и дизайна. После окончания мне предлагали остаться преподавателем в университете, но я хотел вернуться в свой родной город. Сегодня учу детей живописи и получаю от этого огромное удовольствие.
- Какие качества необходимы руководителю ДШИ?
- Самое главное, на мой взгляд, - это понимать и уважать детей и людей с которыми работаешь, все остальные качества при желании можно развить.
- Знаем, что Вы не любите говорить о планах на будущее. Тогда давайте помечтаем. О чем мечтает А.В. Попонов?
- Мечта одна – как можно чаще видеть радостные и счастливые лица наших учеников и выпускников, которые с теплотой в сердце вспоминают о годах учебы в детской школе искусств. А отсюда уже вырисовываются и задачи - это и расширение площадей, и расширение спектра образовательных программ.
- О чем мечтаете лично Вы?
- Я мечтаю, чтобы жизнь у наших детей сложилась так, как они этого хотят.
- Как школа искусств будет отмечать свой 70-й юбилей?
- Торжественное мероприятие запланировано на середину ноября с приглашением почетных гостей и наших ветеранов.
- Какие слова Вы бы хотели сказать в преддверии этого знаменательного события?
- Хочу поздравить всех коллег, ветеранов, учащихся,выпускников и родителей с юбилеем нашей школы искусств! 70 лет - это большая дата. Желаю школе процветания на долгие, долгие годы!
Беседу вела А. Шиловская