Начался сентябрь и вместе с ним - новый учебный год. Каким он станет для пугачевских школьников и педагогов? Чем запомнится? Одно точно - что бы ни происходило в образовательном учреждении, какие бы новшества и изменения ни вносились, за все ответственен директор школы. Об этом и многом другом учащиеся СОШ №2 г. Пугачева спросили у своего директора - Ольги Анатольевны Подольновой.
- Ольга Анатольевна! Расскажите, пожалуйста, о своем педагогическом пути. Как все начиналось? (Юлия Новикова)
- Я выросла в семье педагогов - четвертый представитель семейной династии. Мой дедушка, Григорий Семенович Долгополов, участник Великой Отечественной войны, награжден орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу». Педагог по образованию. После войны работал в Клинцовской средней школе, вел математику, потом стал директором школы. 40 лет жизни отдал своему любимому делу. Его до сих пор помнят как человека, как учителя, как руководителя. Все: дедушка, тетя, мама - уважаемые люди, отличники народного образования, награждены почетными грамотами Министерства образования РФ за добросовестный труд. Я с детства впитала атмосферу, в которой жила доброта, порядочность и любовь к знания и мечтала именно об этой профессии. А моей первой ученицей была младшая сестра, которой я, учась в 5-ом классе, рассказывала историю древнего мира. После окончания школы поступила в Саратовский государственный педагогический институт им. К.А. Федина. А работать начала в сельской школе в начальных классах.
До сих пор помню свои первые уроки и своих маленьких учеников. В 1996 году меня назначили директором Камеликской средней школы. В 2001-м наша семья переехала в Пугачев, и я была назначена директором второй средней школы, где и работаю уже 24 года.
Школа стала для меня вторым домом. Так хочется, чтобы в нем было действительно хорошо. Будучи директором, постоянно совершенствую свои знания. Детская любовь к истории взяла верх, и в этом году закончила с отличием магистратуру СГУ им. Н. Г. Чернышевского по направлению «Обществознание», защитила магистерскую работу по теме: «Патриотическое воспитание школьников средствами предмета "Обществознание”: проблемы и перспективы».
- Многие в детстве хотят стать учителями. Почему, повзрослев, кто-то из них меняет свое решение? (Полина Кузовенкова)
- Профессия учителя не терпит посторонних. Должно быть призвание. Чтобы не изменить свое решение стать педагогом, нужно им родиться.
- Что должен знать и уметь директор? (Алсу Нуриахметова)
- Мне кажется, Теодор Рузвельт говорил, что успешный руководитель — это тот, который обладает достаточным чутьем, чтобы подобрать людей, способных выполнять нужную работу, достаточной сдержанностью, чтобы не путаться у них под ногами, пока они эту работу выполняют. Я согласна с этим утверждением. Действительно, работа директора — это «скромное лидерство». Он должен создать такую структуру, при которой даже в случае его отсутствия, школа будет успешна и будет работать как часы. Такой лидер ориентируется не на свою значимость, а на успех учреждения, которое он возглавляет, и на результативность!
Сегодня директор, на мой взгляд, многогранен: это и лидер, и учитель, и менеджер, и программист, и юрист, и, конечно же, стратег, так как необходимо уметь быстро реагировать на все нововведения в образовании.
- С какими трудностями Вам, как руководителю, приходится сталкиваться ежедневно? (Эльвира Исказиева)
- Скорее это не трудности, а ежедневная работа. Обычным мой рабочий день абсолютно точно не бывает, и к этому очень быстро привыкаешь. Когда идет все гладко, возникает ощущение, что что-то не сделано или недоделано. Если условно, то привычный набор действий за день: работа в информационных системах, работа с обращениями, встречи и планерки с управленческой командой, контроль поручений, обход зданий, территорий, организация питания, участие в совещаниях, в вебинарах и т. д. Не всегда получается загнать свой график в рамки жесткого тайм-менеджмента, хотя очень стараюсь.
Директором точно быть нелегко, но интересно. Поскольку занимаюсь не просто управлением в обычном понимании этого слова, а управляю и процессами, и ресурсами, и результатами, а зачастую уже и ценностями, что, наверное, самое сложное.
- Какие приоритеты Вы ставите перед собой в управлении школой? (Анна Минаева)
- Главный человек в школе - ученик. Важно знать не только, что ты делаешь, но и для кого ты это делаешь. От качества нашей работы зависит, насколько функциональную личность мы выпустим во взрослую жизнь. Поэтому приоритеты расставила бы следующим образом: повышение качества образования, формирование у школьников ключевых компетентностей, приобщение обучающихся к ведению здорового образа жизни, усиление воспитательного потенциала школы, безусловно, укрепление материально-технической базы школы. Нужно идти в ногу с научно-техническим прогрессом, а для этого, на сегодняшний день, мало доски и мела.
- Что Вас мотивирует продолжать работать дальше? (Владислав Казаков)
- Я люблю, когда педагоги заходят в мой кабинет и начинают наперебой что-то обсуждать: участие в конкурсе, в конференции, в каком-то проекте. Стихийно возникают споры, обмен мнениями. Это интересно и полезно. Или, например, ребята из Совета лидеров приходят со своими идеями нового дизайна школьной столовой или рекреации, или организации какого-то нового сотрудничества. У учителя или у родителя возникла некая сложная ситуация, и ему нужно просто по-человечески поговорить… В таких ситуациях, как говорится, «куй железо, пока горячо». Поэтому дверь в мой кабинет всегда открыта, да и телефон молчит редко. Для меня наша школа - маленькая страна, в которой бережно хранятся традиции, передается бесценный педагогический опыт. Учителя гордятся победами и достижениями учеников. Но главное в нашей школе – ее душа, которая формируется всеми: коллективом учителей, учеников и родителей. Именно все это и мотивирует продолжать работать.
- Какое самое значимое изменение произошло в школе за период Вашей работы? (Милена Мурза)
- В 2017 году при поддержке В.В. Володина в нашем учреждении появился современный спортивный зал, в котором уже семь лет ежедневно проходят уроки физической культуры, занятия секций, тренировки, а также муниципальные, областные и межрегиональные соревнования по различным видам спорта.
Еще одним значимым событием для школы стало открытие в 2020 году центра цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста". Среда, создаваемая в центрах «Точка роста», помогает школьнику определиться с выбором направления развития и ознакомиться с разными профилями образования. Ведь школа должна готовить конкурентно способных специалистов в области робототехники, моделирования, в области информатизации, интернет компетенции, безопасности. Такой же центр открылся в филиале нашей школы в с. Новая Порубежка . 9 сентября состоится торжественное открытие центра естественно - научного профиля "Точка роста" в филиале нашей школы в с. Рахмановка.
- Ольга Анатольевна, какими достижениями учащихся и школы в целом Вы гордитесь больше всего? (София Шашлова)
- Ежегодно педагоги школы и обучающиеся пополняют копилку школьных достижений победами в различных конкурсах и олимпиадах. 2023-2024 год не стал исключением. Увеличилось количество победителей и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе, экологии, ОБЖ, которых подготовили учитель русского языка и литературы О.В. Курова, преподаватель-организатор ОБЖ У.У. Хамраев, учитель биологии Н.А. Запунова.
Учитель информатики Д.А. Самохвалова стала победителем конкурса профессионального мастерства «Учитель года»; коллектив 9А класса (классный руководитель Д.В. Казакова) – призер областного конкурса «Лучший ученический класс».
По результатам конкурсного отбора среди общеобразовательных учреждений наша школа, единственная в Пугачевском районе стала участником Всероссийского проекта «Школы - ассоциированные партнеры "Сириуса"».
По результатам государственной итоговой аттестации 10 обучающихся получили аттестат об основном общем образовании особого образца (с отличием), 13 человек - аттестат о среднем общем образовании с отличием, награждены медалью «За особые успехи в учении II степени»; три выпускника претендуют на награждение Почетным знаком губернатора Саратовской области.
На данный момент школа достигла достаточно высокого уровня и главная задача коллектива – не остановиться, не уронить поднятую планку, а постоянно двигаться вперед!
- Как улучшить качество образования? (Эльнара Рахматуллина)
- В нашу жизнь семимильными шагами врывается информатизация. Естественно, школа должна соответствовать запросам современности. Проблема качества образования неразрывно связана с проблемой создания развивающей среды в школе. Наша задача - создать такую среду.
- Ольга Анатольевна, школа — это не только учащиеся, но и педагоги. Вам удалось создать крепкую команду? (Глеб Куров)
- Да, удалось! Во нашей школе работает сплоченный коллектив единомышленников: заместители, на которых можно положиться в любую минуту; опытные и неравнодушные учителя, которые готовы делиться своими знаниям.Я считаю, что учитель – основной двигатель школьной организации, ее капитал. Самая современная, оснащенная по последнему слову науки и техники, заново отремонтированная школа без креативного, информационно грамотного, заинтересованного, творческого педагога не будет способна к инновационному развитию, не сделает рывок на опережение. И поэтому мне, как директору, расставляя акценты в своей профессиональной деятельности, приоритетным, на мой взгляд, следует определить направление по созданию профессиональной педагогической команды, учителей – единомышленников, а инвестиции, в первую очередь, направить на укрепление кадров, их обучение и развитие.
- Какие проблемы существуют сейчас в СОШ №2? (Дарья Тлепова)
- Школа стремится идти в ногу со временем: успешно внедряются современные технологии, пополняется материально-техническая база, особое внимание уделяется качеству образования и воспитания школьников, однако изменение инфраструктуры образовательного учреждения создает в данный момент определенные трудности, которые мы стараемся решать.
- Какой совет Вы бы дали молодому учителю в начале трудовой деятельности? (Сергей Анисимов)
- Я всегда очень радуюсь, когда в школу приходят молодые учителя. Чаще всего это те люди, которые мечтают работать с детьми, несмотря ни на какие сложности. Считаю, что учитель — самая интересная, увлекательная, творческая и благодарная профессия. Здесь ты каждый день учишься новому, ведь без этого невозможно преподавать современным детям. Твои коллеги и ученики — это океан мыслей и чувств, и от тебя зависит, на какой волне пройдёт урок и твой день.Это профессия, где ты можешь полностью реализовать свой творческий потенциал: можешь быть художником (рисуй и создавай шедевры для наглядной презентации знаний), поэтом (пиши стихи коллегам на дни рождения), актером (перевоплощайся на уроке), дизайнером (оформляй класс вместе с учениками), организатором (придумай квест, викторину или внеклассное мероприятие), путешественником (соберись с ребятами в поездку по России ), блогером (расскажи о своей работе), писателем (напиши книгу или пособие).
Фактически это профессия, которая открывает перед тобой целый мир возможностей. Именно это я объясняю будущим учителям.
- С кем сложнее: с учителями, детьми или родителями? (Милана Хачатрян)
- Со всеми нужно уметь найти общий язык. Учителя – это очень интересная каста людей со своими характерами, которые знают и понимают, что они лучшие и самые правильные. У каждого присутствует свой «предметный» эгоизм. В этом отношении нужно очень тонко находить верные способы, чтобы общаться с учителем, находить его слабые и сильные стороны, чтобы в разговоре с ним дать ему понять, что он прав, что он молодец, но, что в итоге сделал он все так, как нужно делу.
Дети – это особый мир! Они верят, любят, понимают. С детьми работать гораздо легче. Все идет через примеры, убеждения, разговоры.
Родители - люди, зачастую безмерно любящие своего ребенка. Нужно добиться, чтобы педагоги родительстали союзниками и коллегами в творческом росте ребенка. Только при таких условиях ученик сможет получить максимум от обучения и добиться желаемого результата. Отношения родителя и учителя должны иметь баланс и равновесие.
- Начался новый учебный год. Многие из тех, кто задал Вам вопросы, поступили в ВУЗы. Дайте, пожалуйста, совет, как не разочароваться в выбранной профессии? (Полина Кузовенкова)
- От всей души поздравляю всех с началом нового учебного года! Желаю вдохновения, радости от совместного педагогического творчества, воплощения в реальность творческих идей и проектов, новых побед, ну и, конечно, простого человеческого счастья, которое заключается в любви. В любви к окружающим, к себе, к миру. Любите то, что вы делаете!
Подготовлено творческим объединением "МИГ"