21 февраля - Международный день родного языка
Количество грамотных людей в мире на сегодняшний день достигает цифры в четыре миллиарда человек. Какой процент от этого числа - жители России? Хорошо если два или три. Российская молодёжь стремительно катится к нулю в современной языковой атмосфере. Откуда детям черпать знания и стремление правильно писать и говорить? Положительных примеров всё меньше. Если раньше образцом культуры речи были дикторы на телевидении или радиоведущие, то сейчас всё по-другому. Сленг и нецензурные выражения так и льются из уст певцов, актёров и депутатов. А раз это показывают с экранов, значит всем так можно? Окончательно укрепила «мозговую заторможенность» повальная компьютеризация общества. Зачем вспоминать правила, если программа всё исправит и подчеркнёт нужное?. Благодаря интернет-неучам родилось отвратительное явление – «олбанский» язык (не путать с официальным языком Албании). Подростки, сутками сидящие в недрах инета, общаются на исковерканном русском. А в итоге - забывают, как выглядят, и соответственно, пишутся нормальные слова. Так набирает ли процесс отупения нации обороты? Несёт ли общество назад, к средневековью, где грамота была уделом избранных? И есть ли выход из этого положения?
В преддверии Международного дня родного языка газета «Новое Заволжье» спросила у учителей русского языка и литературы пугачёвских школ: «На каком уровне находится грамотность у современных школьниках? Какие перспективы видятся Вам в этом направлении?».
О.В. Ларионова, учитель русского языка и литературы СОШ №13:
- Грамотность современных школьников, к сожалению, находится на катастрофически низком уровне. Какими бы ни были эффективными методы и приёмы, применяемые учителями-словесниками, это не решит проблемы. Она кроется гораздо глубже — в духовно-нравственном развитии нашего общества. Чтобы стать грамотным, человек должен этого хотеть.
О.И. Газизова, учитель СОШ №14:
- Грамотность в своём узком понятии - это степень овладения человеком навыками чтения и письма на родном языке. Но в более широком смысле это не только знание грамматики, но и общекультурная грамотность. Зачастую знание правил орфографии и пунктуации у современных школьников не означает владение грамотной речью. У учащихся наблюдается языковой минимализм, ограниченная память, снижено внимание. Сейчас много говорят о «клиповом мышлении» - неспособности воспринимать длинные тексты, когда информация воспринимается отрывками. В этой ситуации становится важным заинтересовать ребёнка, повысить мотивацию в обучении. Грамотность развивается не только на уроках русского языка. Очевидная польза в развитии грамотного письма - в чтении. Когда ребёнок читает, то запоминает правописание слов, видит примеры правильного построения предложений, обращает внимание на пунктуацию.
О.В. Курова, учитель СОШ №2:
- Я считаю, что снижение уровня грамотности связано с появлением в нашей жизни компьютеров и интернета. Современные школьники отдают свой выбор по проведению досуга не в пользу книги. Игры в гаджетах, общение в социальных сетях занимают всё свободное время. Также в интернете часто используются сокращения, сленг, некорректное обращение с орфографией, и школьник даже невольно переносит всё это в нормальную письменную речь. Считаю, что прежде всего родителям нужно ограничивать пребывание школьников во Всемирной паутине. Мамы и папы сами должны показывать пример, убеждать, что чтение – это интересно, захватывающе, тогда и ребёнок возьмётся за книгу. Ведь когда мы читаем, то автоматически запоминаем написание того или иного слова. Именно в этом я вижу решение проблемы снижения грамотности и повышения уровня образованности среди детей.
И.В. Полевая, ветеран педагогического труда:
- К сожалению, грамотность не только современных школьников, но и взрослых оставляет желать лучшего. Безграмотна речь как устная, так и письменная. Часто отсутствуют элементарные орфографические навыки. По моему мнению, на это оказало влияние общение в соцсетях. Видно и отсутствие навыков чтения. В исправлении данной ситуации уже намечен первый шаг — введение собеседования по русскому языку. Но одними экзаменами данную ситуацию не изменить. Важно, чтобы каждый понял, что только от нас самих зависит уровень грамотности. Саморазвитие, самовоспитание, самообразование и желание, упорство - вот главные составляющие к преодолению данного упущения.
Опрос провели Ю. Радаева, Г. Куров, П. Косолапова, В. Тегай