На днях, в силу необходимости, пришлось воспользоваться услугами такси. Водитель оказался не в меру разговорчивым брюзгой. Ему едва ли перевалило за сорок. Но если закрыть глаза и погрузиться в звучавший монолог, на его месте отчетливо можно представить скрюченного зануду преклонных лет, изможденного старческими недугами.
Нудный гундеж о ворье в правительстве, бездействии местной администрации, плохих дорогах, мусоре и бездарных командирах в зоне СВО мой путь до места назначения не скрасил, но навел на размышления.
Откуда у еще довольно молодого человека, полного сил и энергии столько негатива за душой? Жизнь такая? Неправда. С голоду никто не помирает, безработицы нет, школы и детсады работают, больницы тоже. Опять же, тротуары делаются, дороги ремонтируются, идет масштабное благоустройство территорий.
Как-то быстро у многих стерлось из памяти время, когда город терял одно предприятие за другим, как замерзал в разгар отопительного сезона Северо-западный микрорайон, как люди лишались работы и массово бежали в поисках лучшей доли в другие города и веси.
Как расторопные конкурсные управляющие смели все колхозное и совхозное дождевальное оборудование. Трубы выкапывались, резались и сдавались. Некоторые хваткие ребята сделали на этом состояния.
Не было ночного освещения, от слова совсем. С наступлением темноты Пугачев превращался в точную копию картины Малевича «Черный квадрат». По всему городу, как грибы, торчали питейные заведения – летние и стационарные, со всеми атрибутами оных – пьяными лицами, мордобоем, свинством, полуночным ором, справлением нужды у соседних домов. Подзабыли? А ведь все это имело место относительно недавно. Нет желания вернуться на пару дней, чтобы почувствовать разницу?
Почему же происходящие в городе перемены не радуют среднестатистического жителя?
Да потому что он, житель, изменился. Годы вдалбливания в мозги потребительской идеологии сделали из некогда понимающих, приветливых, отзывчивых, готовых прийти на помощь в трудную минуту граждан, индивидуумов, запрограммированных на иные цели. Теперь в основе миропонимания и целеполагания стоит потребительский индивидуализм.
Именно поэтому нормой стало сваливать мусор мимо баков, волочь к ним хавоз из своего двора, швырять обертки от продуктов здесь же, рядом с магазином. Поэтому подростки курочат новую сцену на Соборной площади, уродуют малые архитектурные формы, ломают саженцы посаженных деревьев. Они уже так воспитаны. Все, что вокруг, – это не мое, не наше. И, значит, относиться к нему, как чужому, - естественно.
А еще в головах прочно сидит убеждение, что им все должны. Логика простая. Если с меня берут налоги, значит, я, как гоголевский Голова, должен только открывать рот, а вареники пусть залетают туда сами. Докатились до того, что у собственных домов территорию перестали убирать.
Особенно умиляет, что в большинстве своем эти самые измененные пугачевцы считают себя экспертами во всех сферах. Они разбираются в чем угодно, только пальцем ткни. И эти свои «экспертные» мнения транслируют всем и везде – от пассажира в такси до пользователя в социальных сетях. Население хронически больно умственной ленью. Никто не желает задуматься и попытаться разобраться, а почему вот так происходит, а не эдак? Хоть раз! Перед тем, как с умным видом начинать рассуждать.
Вот некто Татьяна Викторовна в одной и соцсетей рубит, так сказать, «правду-матку»: «Деньги на дороги тю-тю, давно в карманах той же администрации и руководителей дорожного хозяйства. Про это все знают. Воруют внаглую!»
Сказано уверенно, безапелляционно, словно человек точно знает, что говорит, имея на руках всю необходимую фактуру. И те, кто читает, принимают сказанное за чистую монету. Потому что не думают.
Вы знаете, например, что местные дорожные организации категорически отказываются участвовать в тендерах на ремонт дорог в Пугачеве? Ведь, если они воры, то должны как бы драться за любую возможность урвать от государственного пирога? А они отказываются, как их не заманивают. Причин масса. Это и постоплата по контракту, когда приходится строить на свои, а потом ждать, когда переведут заработанное. Это и постоянное удорожание материалов и ГСМ. Смета при заключении контракта была одна, а по факту цены взлетели в несколько раз. Выход какой? Либо менять смету, что в случае с госконтрактом невозможно, либо искать более дешевый материал, чтобы уложиться в цифры. Второй вариант чреват проверками контролирующих органов, которые ничего хорошего не сулят. Поэтому в это ввязываются только крупные предприятия, берущие объемами, готовые идти на риски, имеющие определенный запас прочности.
Та же проблема, скажем, и в строительной сфере. Строящийся культурный центр в Каменке. Мало кто знает, что подрядчик уже всерьез считает, что он вообще ничего не заработает. Цены на стройматериалы выросли, а разницу никто не собирается компенсировать.
Но Татьяне Викторовне такие подробности невдомёк. Да и зачем напрягать ненапрягаемое? Главное прокукарекать, а там - хоть не рассветай.
Вы поймите, наконец, одну простую истину, что те, кого вы критикуете и хаете, относятся к вам так же, как и вы к ним. Как вы не желаете разбираться в причинах тех или иных событий, рисуя все одной краской, так и чиновники в кабинетах не желают разбираться в ваших проблемах, когда вы приходите к ним на прием. Если бы их не сдерживали чиновничьи рамки, они бы вам в соцсетях так ответили, что мама не горюй! Вы же две части одного общества, где каждый ставит личное выше общественного. Так чего вы хотите?
И, если несмотря на это что-то меняется к лучшему, надо радоваться… Мне почему-то так кажется. И менять приоритеты. Хорошо, что власть это понимает и уже делает первые шаги. Например, обязательное привлечение школьников к общественно полезному труду.
Даст Бог, не мы, так наши дети снова станут добрыми, отзывчивыми, готовыми прийти на помощь в трудную минуту…
С. Ковальский