Первые прообразы Единого государственного появились в России в 1997 году. Тогда в отдельных школах начали проводить эксперименты по добровольному тестированию выпускников. Автором идеи ЕГЭ стал В. Филиппов, возглавлявший Министерство образования с 1998 по 2004 год. Единый экзамен должен был уничтожить коррупцию в школах и вузах и обеспечить эффективную проверку знаний выпускников. Также он должен был сделать высшее образование по-настоящему доступным для детей из регионов. В 2001 году были выбраны пять регионов для проведения ЕГЭ по восьми предметам. В 2002 году эксперимент прошел уже в 16 регионах. А уже в 2004-м его признали успешным. По итогам проведения пробного ЕГЭ был сделан вывод, что требуется усовершенствование нормативно-правовой базы, порядка проведения процедуры, доставки и обработки результатов. Много нареканий вызвали также вопросы и задания. ЕГЭ образца 2009 года был значительно преобразован. Он стал играть главную роль при поступлении в вуз. Результаты сдачи ЕГЭ в школе одновременно стали засчитываться как вступительные. В последущие годы появились изменения в приемах в вуз, в некоторых контрольно-измерительных материалах (КИМ). В 2015 году допуском к ЕГЭ стало сочинение, которое проводилось в декабре. В 2019 году выпускники школ в заявлении на участие в ЕГЭ будут обязаны выбрать один из двух уровней ЕГЭ по математике: или базовый, или профильный. Также впервые прошел экзамен по китайскому языку.
В 2024 году в ЕГЭ также произошли изменения. Так называемая «Президентская» реформа ЕГЭ дала выпускникам право пересдать один экзамен по выбору. Рособрнадзор, однако, предупреждает, что тогда результаты за первую попытку аннулируются, даже если при пересдаче экзаменуемый получил более низкий балл. «Двусоставные» экзамены придется пересдавать полностью: сохранить хорошую оценку за устную или письменную часть не получится.
По словам начальника управления образования администрации Пугачевского района Г.В. Маштаковой, основной период сдачи ЕГЭ-2024 стартовал 23 мая.
- Уже известны результаты по некоторым предметам, - отметила Галина Владимировна. - Химию сдавали 29 выпускников. Максимальный набранный балл в районе по этому предмету – 90. Столько набрала ученица СОШ №1 Виктория Шамова. В экзамене по русскому языку приняли участие все одиннадцатиклассники. Максимальный набранный балл - 97. Такой результат у ученицы СОШ №1 Алины Шеиной и ученицы СОШ №2 Полины Кузовенковой. Математику профильного уровня сдавали 100 человек. Трое набрали более 90 баллов! Максимальное количество баллов - у ученика СОШ №13 Аркадия Ефимова - 94. Математику базового уровня (оценка по пятибалльной шкале) сдавали 140 человек. 75 процентов выпускников получили по этому предмету «4» и «5». Литературу сдавали 13 обучающихся, все преодолели минимальный порог. Максимальный балл (84) - у выпускницы СОШ №14 им. П.А. Столыпина Лилии Безгубовой. Географию сдавали семь человек. Минимальный порог преодолели все. Максимальные 72 балла получил Артемий Цыганов, ученик СОШ №2.
О. ТЕГАЙ