В 2023 году Генеральным штабом Вооруженных сил Российской Федерации принята директива по формированию в Пугачеве учебной авиационной базы.
Тем самым в нашем городе возрождается одно из старейших авиационных подразделений армейской авиации России, где было положено начало применению вертолетов в военных целях.
Летопись местного полка поистине уникальна.
После окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году, именно в наш город была перебазирована Саратовская планерная школа. Она состояла из двух эскадрилий и готовила для Армии пилотов безмоторных летательных аппаратов.
Планер связан с самолетом стальным тросом. Люди, которые сидят в этих машинах, связаны еще товариществом, мужеством, верой друг в друга. Там, в небе, формируются высочайшие человеческие качества. Не случайно через планерные школы прошли все известные летчики и конструкторы: К. Арцеулов, А. Туполев, А. Королев. Их имена знает весь мир. Пилоты планерной школы заложили традиции, которые всегда позволяли пугачевскому учебному вертолетному полку быть весьма заметным в Армии. Полк был создан на существующей авиационной базе в 1952 году. Это первое учебное заведение в стране, которое, по сути, открыло дорогу новому виду армейской авиации. Именно здесь получили путевку в небо пилоты вертолетов Ми – 4 и Ми – 1. Особая сложность стояла в том, что не было ни программ, ни методик, ни инструкторов. Первым в полку самостоятельно поднялся на вертолете курсант Вольф, вторым – курсант Моисеев. Их опыт был положен в основу разработок для программы учебно-летной подготовки. Инженером полка был С.С. Анищенко, украинец по национальности. Вот что о том времени вспоминает его сын, известный физик, академик РАЕН В.С. Анищенко: «Отец был практически постоянно на аэродроме. В то время осваивались вертолеты. Естественно, неизбежны были неудачи, иногда сопровождавшиеся гибелью молодых курсантов. Отец, как заместитель командира полка по инженерному делу, за все эти трагедии нес личную ответственность, и понятно, что такая работа отнимала у него практически все силы и время. Он был настоящим офицером — порядочным, честным и добросовестным во всем. Свято верил в светлое коммунистическое будущее, но в идеологическом воспитании строителей коммунизма не участвовал – для него важнее было совершенствовать вертолетную технику».
В 1954 году состоялся первый выпуск пилотов винтокрылой авиации. 77 офицеров стали основой вертолетных подразделений и частей военно-воздушных сил страны. Чтобы учить, нужно уметь и знать. Офицеры пугачевского полка нарабатывали опыт в самых сложных условиях. Звено ст. лейтенанта Алексенцева участвовало, например, в испытании атомной бомбы в Семипалатинске. В 1956 году пилоты вели спасательные работы в районах наводнения.
Пора открыть и неизвестные страницы истории пугачевского полка. В 1961 году он вошел в государственную программу освоения космоса. Пилоты усиленно готовились по программе поиска и спасения кораблей – спутников. Первого космонавта Ю.А. Гагарина после его полета на месте приземления обнаружил летчик пугачевского полка С. Растиевович. Мало того, что программа являлась секретной, так еще С. Растиевович был сербом, а с Югославией в то время у СССР были очень непростые отношения. Поэтому информация о С. Растиевовиче так и осталась закрытой.
Второго космонавта Германа Титова после приземления обнаружил капитан Ю. Черняев. Это тоже офицер пугачевского полка. За неоднократные поисково-спасательные работы полагались правительственные награды. Капитан Ю. Митин получил орден Красной Звезды. В 1978 году в штат полка ввели пятую эскадрилью. В ней из офицеров запаса готовили летчиков для Афганистана. Более 250 летчиков – инструкторов побывали на той войне. Они занимались своим делом и сверх того – вылетали на боевые задания.
В 1986 году грянул Чернобыль. Там гасили реактор, выполняли другие задачи летчики полка Ш. Тяминов, С. Лебедев, А. Смирнов и многие другие. Все они награждены орденами Красной Звезды и медалями “За боевые заслуги”.
«Горячие точки» тоже не обошли Пугачев. Пилоты воевали, отличились в боях, награждены орденами. Работа в небе всегда связана с риском. Бывают нештатные ситуации, которые не всегда заканчиваются благополучно. Боль не проходит, и Пугачев поныне оплакивает погибших летчиков.
Вертолетный полк вошел в жизнь города, стал его частью. Он влиял на судьбы жителей. В гарнизоне было около 400 рабочих мест для вольнонаемных. Это обслуживающий персонал. Ежегодно ученики летного класса СОШ №3 плюс 7- 8 выпускников других городских школ становились курсантами Сызранского военного летного училища.
Город был благодарен полку, он радовался его удачам и сочувствовал его огорчениям. Практически 80 процентов семей Пугачева так или иначе были связаны с полком, город ощущал его пульс и встревожился, когда начались сбои и явилась недобрая весть о расформировании полка. Но этому зримому и скорбному событию предшествовало другое, незаметное и забытое. В году, наверное, в 1992-ом в кабинете председателя пугачевского горсовета Ю.И. Руднева приезжие московские полковники завели разговор о расформировании местного учебного вертолетного полка. Идея казалась нелепой, неперспективной и пустой. Полк был всегда, у него прекрасная родословная, отсюда начиналась винтокрылая авиация страны, и с чего бы вдруг подписывать приговор учебному центру, из которого вышли славные пилоты – гордость России? Полковники пожевали губами и укатили в столицу решать свои столичные дела. Они увезли разрушительную идею с собой, но не выбросили ее в корзину, а по-чиновничьи уложили в какую – то штабную папку, где она дремала без малого 20 лет. Уже новые полковники при новом начальстве извлекли пожелтевшие листы, смахнули пыль и дали ход делу. Осенью 2011 года Пугачевский учебный вертолетный полк был расформирован. Однако теплилась надежда, что местная летная база будет возрождена. В последние годы разговоры об этом стали звучать все чаще.
И вот, наконец, долгожданное событие: 1 декабря 2023 года в нашем городе состоялось открытие учебной авиационной базы. В торжественной церемонии приняли участие начальник филиала военного учебно - научного центра Военно – воздушных сил «Военно-воздушная академия» имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, заслуженный летчик России, генерал - майор А.А. Асанов, заместитель главы администрации Пугачевского района по экономическому развитию О.М. Путина, командир учебной авиационной базы г. Пугачева, полковник А.В. Натертышев, председатель Совета ветеранов воинской части 626-го учебно - вертолетного полка, подполковник запаса Д.И. Кятвиртис, представители предприятий района, общественности и духовенства.
В честь этого знаменательного события на площадке авиабазы состоялось и выступление «народного коллектива» Культурно-досугового центра под руководством Е.В. Прилепской - ансамбля русской песни «Горница».
Завершилось мероприятие торжественным маршем военнослужащих. Чеканя шаг и отдавая честь, они выражали готовность служению Отчизне.
Вместо послесловия
Специалисты говорят, что утро любой авиачасти начинается с рассветом, когда идут первые «газовки» машин. И весьма символично, что 1 декабря, по сути, ставшего вторым днем рождения местного полка, в небе над Пугачевом вновь был слышен гул вертолетов. Летчики уверены – это добрый знак, который должен сопутствовать их важной работе.
Подготовила Г. Вольская