Газета Новое Заволжье

Влияние медиа на сознание: растущие риски в цифровую эпоху

 Общепризнанно, что средства массовой информации обладают колоссальной силой воздействия на общественное сознание, по праву заслужив титул «четвертой власти».

Исторический опыт свидетельствует, что еще Наполеон Бонапарт отмечал превосходство влияния прессы над военной силой, утверждая, что несколько газет способны на большее, чем целая армия. Однако в современном мире, на фоне стремительной цифровизации, специалисты все чаще бьют тревогу по поводу усиления негативного влияния интернета и телевидения, особенно на уязвимую детскую психику.

Повсеместная доступность Всемирной паутины и компьютерных игр несет в себе серьезные риски формирования привыкания и даже стойкой зависимости. Особую озабоченность вызывает увлечение детей разнообразными «стрелялками» и экстремальными играми, где герои безнаказанно прыгают с высоты, преодолевают пропасти и т.п. Психологи предупреждают, что подобный контент может спровоцировать у ребенка опасную иллюзию и размыть границы между виртуальным и реальным миром, подталкивая к попыткам воспроизвести рискованные ситуации в жизни, что чревато угрозой здоровью и самой жизни.

Эта тревожная тенденция находит отражение в повседневности. Так, типичным примером может служить разговор двух подростков (15-16 лет), подслушанный в общественном транспорте:

– Я вчера переходил дорогу, и вдруг в нескольких сантиметрах от меня пронеслась машина. Я такой драйв испытал, ты даже не представляешь…

Подобные высказывания красноречиво свидетельствуют о том, что под влиянием компьютерных игр дети порой начинают воспринимать реальность как игру с множеством «жизней», что вызывает глубокую обеспокоенность.

Статистические данные лишь подтверждают масштаб проблемы. Современные дошкольники проводят в среднем по четыре часа в день за просмотром роликов со смартфоном в руках. За весь период школьного обучения подростки накапливают у экранов до 15 тысяч часов, что значительно превышает время, проведенное на уроках (около 11 тысяч часов). За это время они становятся свидетелями примерно 13 тысяч сцен насильственной смерти. Неоспоримым фактом является то, что гаджеты (включая телевизор) транслируют ребенку больший объем информации, чем родители, друзья или учителя, и зачастую дети склонны доверять этим цифровым «сообщениям» больше, чем близким людям. В то время как взрослый человек, как правило, способен критически оценивать виртуальный контент и отделять вымысел от действительности, дети, в силу возрастных особенностей, не обладают сформированным пониманием этих границ. Они склонны воспринимать происходящее на экране как подлинную реальность.

По мнению психолога Центра развития «Радуга» М.П. Куликовой, особую опасность для маленьких детей представляют фильмы и мультфильмы, насыщенные сценами насилия и агрессии. Крайне важно учитывать особую восприимчивость детской психики и ее высокую подверженность внушению. Просмотр сцен жестокости, войн и убийств неизбежно порождает у ребенка глубокое чувство страха и ощущение постоянной опасности.

- Однажды, – рассказывает Марина Петровна, – ко мне на консультацию пришла мама с ребенком детсадовского возраста, которому постоянно снятся кошмары. Выяснилось, что он вместе с родителями регулярно смотрит передачи на одном из каналов.

Современный медиаландшафт, к сожалению, характеризуется засильем как зарубежных, так и российских мультфильмов, где доминируют сцены насилия, что способствует ожесточению подрастающего поколения. Повсеместно встречаются образы киборгов, монстров, героев, чьи действия не несут посыла уважения. Наблюдается насмешливое отношение к окружающему миру – животным, людям, предметам. Зачастую персонажи сознательно делаются некрасивыми или уродливыми, и ребенок, привыкая к ним, начинает воспринимать это как норму. Маленькие дети, по­добно губке, впитывают каждую поведенческую деталь. Экранные герои безнаказанно убивают друг друга, выпадают из окон, оскорбляют и избивают друзей, унижают слабых, грабят – и все это подается под соусом юмора, рассчитанного на детский смех. Кроме того, в мультфильмах нередко проскальзывают нецензурные или жаргонные выражения, которые дети мгновенно запоминают и воспроизводят. Последствием просмотра такой продукции становится копирование агрессивных моделей поведения в реальной жизни, что ведет к эрозии духовных ценностей, росту эгоизма и жестокости. Специалисты единодушны: демонстрация подобных мультфильмов детям недопустима, однако они ежедневно транслируются, существуют и целые каналы, заполненные такой сомнительной продукцией.

Примечательно, что мультфильмы советской эпохи, созданные десятилетия назад, закладывают в сознание ребенка фундаментальные ценности добра и нравственности. Грубой ошибкой многих родителей является игнорирование этого наследия, словно из-за ложного стыда за свое прошлое. Между тем, это «старье» оказывается кладезем уроков о настоящей дружбе, верности, гуманности и порядочности. Возникает парадоксальная ситуация: родители показывают детям жестокие и циничные мультфильмы, а затем удивляются, откуда у них агрессия, несдержанность и невоспитанность.

Единственно верный путь – систематически прививать культуру использования гаджетов. Безусловно, необходима психологическая работа по коррекции тревожности и агрессии. Но без жесткого ограничения времени просмотра и тщательного отбора контента – не обойтись.

Важно подчеркнуть, что все сказанное не является призывом к полному исключению телевидения и гаджетов из жизни детей – в реалиях XXI века это неосуществимо.

Ключевое значение имеет осознанное и ответственное отношение к медиапотреблению, основанное на рекомендациях специалистов. Необходимо четко регламентировать время просмотра ТВ и работы за компьютером/смартфоном. Внимательно контролировать содержание программ, мультфильмов и игр, которым подвергается ребенок.

Активно обсуждать с ребенком сюжеты просмотренных фильмов и игр, стремиться понять его мысли и чувства, спросить, как бы он поступил в той или иной ситуации.

Учить ребенка анализировать поступки героев, оценивать их последствия и понимать чувства других людей.

Не забывать, что никакой, даже самый поучительный медиаконтент, не заменит ребенку живого общения со значимыми взрослыми. Детям жизненно необходимо ощущать родительскую любовь, внимание и присутствие. Найти время для ребенка – это первостепенная задача, пусть его и не всегда хватает в достатке. Именно родительское участие является главным буфером против негативного влияния цифровой среды.

Н. Гончарова

Комментарии (0)

Здесь ещё нет оставленных комментариев.

Оставьте свой комментарий

  1. Добавление комментария от гостя.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location
Введите текст с картинки. Не разобрать?
Директор - О.В. Тегай
Главный редактор - С.Г. Аристов
Адрес редакции: 413720, г. Пугачев,
Революционный проспект, 186 Яндекс.Метрика
© 2025 Все права защищены | Газета "Новое Заволжье"
Сделано в di-key.ru