Международный день инвалидов, установленный 3 декабря каждого года Генеральной Ассамблеей ООН в 1992 году, особенно актуален для XXI века. Цель дня — обратить внимание общества и государственных структур на проблемы инвалидов во всём мире, в отдельной стране, городе или селении. В мире почти 15 процентов населения имеют инвалидность, в России около 13 миллионов человек, а на территории Саратовской области проживают почти 160 тысяч инвалидов, из них 6,3 тысячи — дети.
Особенная боль – последняя категория. Дети-инвалиды испытывают трудности в восприятии окружающего мира, нередко им сложно самостоятельно передвигаться и в целом вести полноценную жизнь без посторонней помощи. Все эти особенности на практике означают большую нуждаемость детей с ограничениями в заботе, социальной защите и, главное, в материнской любви. А каково их родителям?
Жизнь Кати Старушкиной поначалу мало чем отличалась от пугачёвских сверстниц – раннее детство, 3-я школа, учёба в техникуме, работа продавцом в пугачёвских маркетах. Вместе с девчонками из техникума пошла на бухучёт в СГАУ им. Н.И. Вавилова. Диплом получен, а дальше банальная история – влюблённость, ожидание ребёнка, отказ избранника от отцовства. В свидетельстве Максимки на месте слова «отец» стоит прочерк.
Она знала, что её Максимка – особенный ребёнок, узнала и много новых медицинских терминов, среди которых ЗРР и ДЦП, не в силах осознать, что они относятся к «родной кровиночке». Многое пережила: и боль, и отчаяние, и желание отдалиться от всех, и злые слёзы: «За что мне это?» Пережив первый стресс, попыталась успокоиться, поняла, что не одна в такой ситуации, есть специалисты, социальные службы. Начиталась специальной литературы в Интернете. Помог совет опытного психолога: «Если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней». И ещё: «Вопрос «за что?» неправильный, правильный – «зачем?». Поняла: видимо, это жизненный урок, возможность пересмотреть свои ценности, собрать всю силу воли и полюбить ребенка таким, какой он есть; жить вместе с ним, дарить ему тепло, заботу и внимание, радоваться жизни. У других бывает ситуация хуже: нет крыши над головой, нет родственников, а кто-то и вовсе лишён возможности иметь детей. У них с Максимкой есть дом, хоть и небольшой. Встали в очередь на улучшение жилищных условий (правда, номер получили заоблачный). Родители помогают, отец возит внука на занятия. Так что они счастливые люди. Но это ощущение пришло позже, а когда годовалого ребёнка поставили на учёт как инвалида, она думала об одном – как помочь ему адаптироваться к окружающей жизни, научить справляться с собственным организмом.
В Центр соцобслуживания Катя принесла на руках худенького мальчика трёх с половиной лет с ДЦП и отстранённым взглядом. Специалисты из центра «Семья» посоветовали обратиться в местный филиал ДЮСАШ «РиФ». И началась серьёзная работа по реабилитации – физкультура, массаж, работа с психологом в любую погоду, даже в пургу, тренажёры в КЦСОН, водные процедуры.
Летом Максим любит гулять в парке, танцевать под «Авторадио», купаться, дед подарил ему надувной бассейн – предмет особой радости ребёнка. У него много игрушек, но больше всего он любит играть с дедом и рисовать.
Мама сама стала для него и медиком, и педагогом-воспитателем, и психологом, строго следуя советам специалистов. Когда был совсем маленький, часто лежали в педиатрии. Весь медперсонал крутился возле них, даря доброту и ласку слабому малышу. Екатерина благодарит Бога, что на пути ей встретились чуткие и внимательные врачи, медсёстры, санитарки – и в инфекции, и в педиатрии. Особенное спасибо выражает заведующей отделением Елене Филимоновне Игнатишиной. Неоценимую помощь оказали массажистка Е. Свиридова и логопед Н. Халеева.
Четыре года совместных усилий мамы, центра «Семья» и социально-адаптивной школы «РиФ» не прошли даром – Максим стал самым активным участником творческих конкурсов и соревнований по лёгкой атлетике, дартсу и бочча. А ведь совсем недавно бег и прыжки были недосягаемы. Екатерина Валерьевна очень благодарна тренерам-преподавателям Н.Р. Шмакаевой, А.М. Полянскому, заместителю директора комплексного центра социального обслуживания Пугачёвского района Т.Ю. Грибановой и специалисту по реабилитационной работе Е.Н. Челенковой, которые помогают её ребёнку реабилитироваться и полноценно жить. Она научилась вместе с сыном переживать радость его успеха. Каждый сертификат участия в конкурсах рисунков, фестивалях, грамота за первое место в конкурсе аппликаций, победы в спортивных состязаниях — скромный шажочек вперёд, дарящий чувство маленькой победы, ощущение «этот результат наш общий — мамин и сына».
Максим – второклассник, занимается по индивидуальной программе домашнего обучения. Первая учительница, Е.Б. Киселёва, заметила в нём любознательность и умение слушать – это большое дело. В этом году с Л.В. Лиснюк ему предстоит освоить азы грамоты. Мама верит в успехи сына, ведь книжки он слушать очень любит, увлечённо смотрит мультики, охотно общается со сверстниками, чистосердечен и бесхитростен, цветёт улыбкой, слыша мамино «Ты молодец!». Понятно, что ей важно только то, что он рядом и что ему нужны её тепло, ласка и защита. И ещё она верит в чудеса материнской любви: её позитивный взгляд на жизнь, вера в добро, в дружбу непременно прорастут в Максимке, приживутся, и будет он жить полноценной жизнью. Теперь она всем столкнувшимся с похожей проблемой говорит: «Никогда не сдавайтесь! Надейтесь только на лучшее. От вас зависит – страдать или быть счастливой матерью».
Н. Гончарова