О чем думала она, лежа в пелене черного дыма на чужой холодной земле? О том, что умирает и больше никогда не увидит родную землю? Нет! Теряя сознание от адской боли, 20-летняя девчонка из последних сил сжимала зубами провода, чтобы обеспечить воинскую часть связью, без которой на поле боя не обойтись.
Потом, через десятки лет, наша землячка – участница Великой Отечественной войны Любовь Михайловна Рощина – без особых эмоций расскажет родным о том случае как о чем-то обыденном. Именно из таких «рядовых» эпизодов, демонстрировавших подвиг советского народа, и ковалась победа над гитлеровской Германией.
- Она не любила вспоминать о войне. Это бывало лишь по особому поводу, – говорит дочь фронтовички Надежда Борисовна Герасимовна. – А мы не расспрашивали, боясь причинить боль такими вопросами. Так что теперь, когда мамы больше нет, не узнаем ничего нового.
И все же из коротких рассказов матери сложился тот короткий, но яркий период жизни Любови Михайловны, ставший частью истории страны.
Родилась Любовь Рощина в 1925 году в селе Потьма Ртищевского района Саратовской области в многодетной крестьянской семье. Чтобы прокормить ребятню, отец Михаил Николаевич и мать Надежда Васильевна брались в колхозе за любые, даже самые тяжелые работы, получая на трудодни зерно, муку, крупу, которых едва хватало на все семейство.
В 30-е и вовсе случился неурожай, а вслед за ним – голод. В поисках лучшего места семья перебрались в Карловку тогда еще Клинцовского района. Там Люба пошла в школу. В комнате занимались одновременно ученики всех возрастов, получая от учителя отдельные задания. Писали карандашами на старых газетах, прошитых в тетради. С малолетства ребятня помогала взрослым. Работали на току, веяли и убирали зерно. Люба успевала и успешно учиться, и трудиться. Наверное, сложности и помогли закалять характер, подготовили к главным в жизни испытаниям.
Чем могла помочь своей стране, вовлеченной в войну, девушка, которой не исполнилось и 16 лет? Продолжать работать. Так она и поступила. А в июне 1944-го ей и другим девчонкам-одногодкам вручили в сельсовете повестки из Пугачевского военкомата.
- Мама рассказывала, что их ни о чем не спрашивали. Вручили бланки и потребовали написать заявления об отправке на фронт добровольцами. Даже за вещами домой не отпустили, все необходимое привез председатель колхоза, – рассказывает Надежда Борисовна.
Так было по всей стране, когда в 1943-1944 годах организовали массовую мобилизацию женщин из рабочих и крестьян. Их отправляли на ускоренные курсы бойцов, а затем – на линию фронта. Девчушки из Карловки и соседних сел прошли обучение на курсах связистов в Саратове. В ноябре 1944-го их распределили по разным частям. Любу назначили радиотелеграфисткой взвода Управления 3-го дивизиона 781-го Артиллерийского Краснознамённого полка 215-й стрелковой Смоленской Краснознаменной ордена Суворова дивизии. В ее составе она участвовала в военных операциях, в том числе Восточно-Прусской, Инстербургско-Кенигсбергской. Ей, еще не имевшей боевого опыта, уже в первый месяц на передовой довелось оказаться в ситуации, потребовавшей не только смелости, находчивости и хладнокровия, но и способности анализировать обстоятельства. Их часть находилась тогда в обороне в районе прусского городка Шлоссберг (Пилькаллен). Вместе с сослуживцем Люба отправилась разведать местность у линии фронта. Двигались в темноте по лесистой местности под холодным ноябрьским дождем. Что девушка ощутила в направленном на нее взгляде, голосе и жестах напарника, она и сама не смогла потом объяснить. Но каким-то особым чутьем заподозрила его в предательстве.
Нужно было опередить парня, а, значит, – действовать немедленно и решительно. Люба проявила хитрость – попросила бойца поправить висевшую на плече лямку от рации. Поскольку воинским снаряжением были заняты обе руки, просьба не показалась необычной. Ничего не подозревающий сослуживец приблизился, и эта маленькая хрупкая девушка с большой силой ударила его по голове автоматом. Парень потерял сознание лишь на несколько минут, но их хватило, чтобы разоружить его и связать. Когда он очнулся, Люба заставила его под дулом автомата шагать обратно в часть. Там после допроса выяснилось, что солдат работал на немцев и целенаправленно вел к ним молодую связистку. Спасая жизнь, он сообщил немало ценных сведений.
24 февраля 1945 года во время операции в Восточной Пруссии девушка получила тяжелое ранение, но все же сумела выполнить боевое задание. «В трудных условиях наступательных боев красноармеец Рощина держала твердую радиосвязь с наблюдательными пунктами батареи и командиром дивизиона, чем обеспечивала своевременное открытие огня по противнику. В боях за г. Кройцбург 8.02.45 г., когда телефонная связь была прервана артиллерийскими налетами противника, Рощина обеспечивала ведение огня командиру дивизиона по своей радиостанции. 24.02.45 г. в боях за город Эккер красноармеец Рощина проявила мужество и отвагу. Под сильными разрывами реактивных снарядов держала радиосвязь с НП и обеспечивала корректировку огня. Находясь у радиостанции, была тяжело ранена. Потеряв правую руку, не покинула своего боевого поста, пока ее не сменил другой радист».
Подробности того события на бумаге не отражены. Но в части знали, что, не имея возможности соединить провода руками, истекающая кровью девушка сжала их зубами. И приказом Президиума Верховного Совета СССР от 23 марта 1945 года за подписью командира дивизии Героя Советского Союза генерала-майора Казаряна и начальника штаба дивизии подполковника Щербакова за «образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные доблесть и мужество» красноармеец Рощина удостоена ордена Красной Звезды.
Были у нее другие награды: медали «За оборону Москвы», «За взятие Берлина», «За боевые заслуги». Но, наверное, главными ее наградами стали победа народа над врагом, личная победа над смертью и возвращение домой.
- Мама была человеком огромной силы духа, – делится воспоминаниями дочь. – Хотя у нее оторвало руку, а тело было начинено осколками от снарядов, она не считала себя инвалидом.
В послевоенные годы в родной Карловке Любовь Михайловна, как и здоровые женщины, работала, управлялась с домашним хозяйством, заботилась о муже и четверых детях. И никогда не сетовала на трудности.
К сожалению, она ушла из жизни достаточно рано – в 60-летнем возрасте, но успела так много. Она не только возвратила на нашу землю мир и подарила потомкам свободу, но и стала примером любви к Отечеству, необыкновенного мужества и стойкости.
Н. Трофимова