Наш рассказ - о ветеране труда, матери-героине Татьяне Петровне Солнцевой, воспитавшей 11 детей.
Её нет уже восемь лет, но заветы и наказы лучшей мамы на свете дети, да и внуки помнят до сих пор.
Татьяна Петровна родилась 25 января 1928 года в с. Успенка в семье бедного крестьянина. Восьмилетку закончила в 1943 году. Время было сложное. Война затронула всех от мала до велика. Таня вместе с одноклассниками ходила после уроков в поле, трудилась наравне со взрослыми. И уже, наверное, тогда пришло понимание, что именно труд воспитывает ответственность, любовь к Родине, совестливость.
Таня всегда любила петь. Сама научилась играть на гитаре. «Буду артисткой!» - мечтала она. Но здравый смысл возобладал и после окончания школы девушка поступила в местный сельскохозяйственный техникум. Закончила его уже после победы — в 1946 году. Практику проходила в с. Шойбулак Марийской АССР (Республика Марий Эл). Именно там она познакомилась со своей «второй половинкой» - Леонидом Ивановичем Солнцевым.
Надо сказать, фамилия Солнцевых — достаточно известная в Шойбулаке. Интересна история её возникновения. В далеком 1862 году в Шепеткове (так тогда называлось село) появился ссыльный солдат Евсеев. Время от времени он учил местных ребятишек азбуке и арифметике. Наиболее способным учеником оказался Миша Андреев, которого вскоре послали в Царевококшайское уездное училище для кухаркиных детей. Он отличался необыкновенным прилежанием и дисциплиной, за это руководство училища присвоило ему новую фамилию — Солнцев. Сейчас смысл фамилии потомки трактуют по разному. По одному мнению, это в честь «первого солнышка среди марийцев», другая версия гласит о том, что фамилию дали в знак признательности за просвещение марийцев. Так и появился новый род. Михаил Андреевич вернулся в родное село. Отец построил и подарил ему новую избу. В ней Солнцев открыл народную школу.
Леонид Иванович Солнцев на фронт ушел со школьной скамьи. Служил артиллеристом. Под городом Великие Луки попал под прямой обстрел. Сутки провел под землей. Откопали его случайно, когда искали засыпанные землей орудие. 19-летнего парня срочно отвезли в госпиталь. Врачи определили сильнейшую контузию. Год он скитался по госпиталям. В 1943-м его комиссовали. Он решил исполнить давнюю мечту и поехал в Ленинград, где поступил в академию художеств. Однако последствия тяжелого ранения не позволили продолжить учебу. Солнцев вернулся домой, в родной Шойбулак.
Послевоенные годы многие люди вспоминали как сложные, но веселые. Работали все много. Но в свободное время по домам и квартирам не сидели. Участвовали в художественной самодеятельности, занимались спортом, слушали лекции. В марийском селе, как, впрочем в любой другой сельской местности, любили «вечёрки» - молодёжные посиделки. Вот туда однажды и пришёл Леонид Иванович с приятелем.
Как позже вспоминала Татьяна Петровна, парень понравился ей сразу. Высокий, статный, с залихватским чубом. Вот только молчал все время — последствия контузии...
Молодые люди стали встречаться. Леонид внимательно слушал рассказы о жизни в тылу, о далекой, но такой милой и родной Успенке. А в ответ писал письма, причем зачастую в стихах. А однажды протянул записку: «Танюша, радость моя, выходи за меня замуж!». Она не сомневалась ни минуты. И вскоре стала Солнцевой. А через полгода супруги решили уехать на малую родину жены, в Пугачёвский район.
Она ни минуты не могла сидеть без дела. Трудилась от зари до зари. Сначала агрономом по орошению, потом — агрономом-семеноводом, агрономом по пропаганде. Работа сложная, но такая интересная, что отдавала себя до последнего. Однако и про семью Татьяна Петровна не забывала. Вставала в половине четвертого утра, пекла хлеб, готовила на весь день и убегала на работу. И ни один из 10 детей не чувствовал себя обделённым материнской любовью и заботой.
- Росли мы под присмотром, каждый знал, что родители всегда помогут, дадут совет, пожалеют, - вспоминает дочь Любовь Леонидовна Кулыба. - Дом наш никогда не пустовал — наши приятели любили приходить к нам в гости. У родителей друзей много было. Собирались по выходным, пели песни, вели долгие разговоры. Каждый из нас знал, что он должен сделать. Старшие готовили, за хозяйством следили. Младшие убирались, помогали во всем. Мама нам всегда говорила, что мы — одна кровь и всегда должны жить в мире и согласии.
Родным стал для Солнцевых и 11 ребенок — приемная дочь Галина. Хотя какая она приемная? Татьяна Петровна и Леонид Иванович никогда не считала ее таковой. И она их мамой и папой всегда называла.
Даже сейчас, когда родителей нет в живых, многочисленные потомки Солнцевых, разлетевшихся по всей России, не забывают отчий дом.
- Дом уже восемь лет стоит пустой, - делится Любовь Леонидовна. - Но не опустевший. Зимой мы за ним присматриваем. А летом вновь наполняется смехом детей, разговорами взрослых — приезжают внуки, правнуки родителей, наших дорогих Татьяны Петровны и Леонида Ивановича.
Будучи в преклонном возрасте супруги Солнцевы обвенчались. Обряд провел сын — отец Константин. А за полгода перед смертью Татьяна Петровна приняла монашеский постриг. И умерла она просветленной, верующей. В Бога, добро и справедливость.
Ю. Романова.
С использованием материалов из архива краеведческого музея им. К.И. Журавлева