Профессия врача во все века считалась не только благородной, но и героической. Эти мужественные люди, оставаясь верными клятве Гиппократа, наравне с военнослужащими всегда шли туда, где нужно спасать человеческие жизни.
Из истории нам известно немало подвигов, совершенных медиками в годы Великой Отечественной войны на полях боя и в тылу. Не щадя себя, так же героически поступали они и в локальных конфликтах, и в период пандемии коронавируса.
И сегодня врачи проявляют себя как сильные духом люди, как настоящие герои: оказывают медицинскую помощь раненым и населению на территории Донбасса, где работа их в любую минуту сопряжена с риском для жизни. Медики едут туда добровольно, по зову сердца, и никто из них не считает себя героем. Лишь говорят, что просто выполняют свой долг.
Такого же мнения придерживается и врач-психиатр Татьяна Александровна Стройкова, которая в январе-феврале этого года в составе бригады саратовских врачей работала в Луганской Народной Республике.
Героиня нашего рассказа родилась в Белгородской области. Ее мама была заведующей фельдшерско-акушерским пунктом, и девочка уже с детства знала, какой профессии посвятит свою жизнь.
- Я выросла у мамы на работе и всегда хотела стать врачом. С восьмого класса официально была трудоустроена санитаркой в медицинский пункт. Мне нужен был стаж для поступления в ВУЗ. Эта работа доставляла большое удовольствие. В 15 лет научилась делать внутримышечные и подкожные инъекции, перевязывать раны, промывать уши - вспоминает Татьяна Александровна.
У девушки было целевое направление. Она успешно сдала вступительные экзамены и поступила в Астраханский государственный медицинский институт. Но началась перестройка, и Татьяна понимала, что ее целевое направление после окончания ВУЗа будет никому не нужно. На четвертом курсе она перевелась на военно-медицинский факультет Саратовского мединститута. Ей захотелось освоить что-то новое, интересное.
Закончила военный медицинский факультет в 1995-м году и получила распределение в город Пугачев, в батальон отдельного аэродромного обеспечения. Затем перешла служить в авиационный полк.
В 2012 году Пугачевский вертолетный полк расформировали. Это стало одним из самых печальных событий не только для военнослужащих, но и для жителей города. Татьяна Александровна приняла решение закончить военную службу в звании майора медицинской службы.
Главный врач Пугачевского межрайонного психоневрологического диспансера Елена Святославовна Ивлиева предложила бывшему военному врачу должность врача-психиатра.
– Первичная специализация у меня была по неврологии. Это очень близкая специальность к психиатрии, естественно, я согласилась и очень благодарна Елене Святославовне за предложение, - рассказывает Стройкова.
В 40 лет Татьяна Александровна закончила интернатуру по психиатрии и с 2013 года работает в диспансере. Она замужем, у нее двое сыновей. Старший сын Александр - военнослужащий. Он закончил Военно-космическую академию им. А.Ф. Можайского в Санкт-Петербурге. Сейчас проходит службу в Подмосковье. Младший Дмитрий учится в СОШ №1 в 10-м классе.
Когда Стройковой поступило предложение отправиться в рабочую поездку на освобожденную территорию, в душе она сразу согласилась: «Понимаете, я женщина и у меня есть семья и дети. Я не могла принимать такое решение одна. Мы обсудили это на семейном совете. Муж и сыновья меня поняли и полностью поддержали».
Она поехала в ЛНР в качестве врача-психиатра. В круг ее обязанностей входил первичный осмотр пациентов, выявление патологии и маршрутизация больных. В новых регионах одной из главных задач является организация медицинской помощи и интеграция в систему здравоохранения РФ.
Первоначально задачей бригады было оказание медицинской помощи именно детям. Но учитывая то, что существовала большая проблема с медицинским персоналом и практически отсутствовали врачи, приходилось принимать всех, кто обращался за помощью. Самому маленькому пациенту было восемь месяцев, а самому старшему - 85 лет. Работали до последнего больного и в среднем принимали 110-120 человек в день.
Врачи прекрасно понимали, куда едут. Они работали на территории, где действует военное положение, комендантский час и было важно одно - сохранение здоровья и жизни людей. Бригада жила в Луганске, но работали доктора на выездах в городах Краснодоне, Молодогвардейске, Суходольске и в Алчевске. Осматривали больных в школах, учебно-воспитательных центрах, техникумах, детских домах и детских садах.
Выезжали из Луганска в семь утра. На место приезжали всегда по-разному, в зависимости от отдаленности и обстановки. Самое позднее возвращение на место проживания было в 22 часа 30 минут. В первые дни было сложно перестроиться на такой ритм работы. В дальнейшем бригада, в составе, которой было 13 человек (семь врачей, четыре медицинских сестер и два лаборанта), наладила график и очень слаженно работала в команде.
- Если говорить о выявленных заболеваниях, то на первом месте у детей посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) – это психическое расстройство, возникающее в результате психотравмирующих событий. Конечно, были и другие патологии, достаточно серьезные, которые требовали госпитализации и оформление в последующем группы инвалидности. Много времени уделялось на беседы с родителями. Им нужно было объяснить, что оформление группы необходимо для дальнейшего наблюдения, лечения и развития их ребенка, - говорит Татьяна Александровна. - Несмотря на то, с чем им пришлось столкнутся, ребятишки очень воспитанные, трудолюбивые, сдержанные, культурные и как-то рано повзрослевшие. Большое впечатление произвел тот факт, что в школах и детских садах очень развито патриотическое воспитание. Они чтут память героев Великой Отечественной войны и очень трепетно относятся к истории. Например, в Молодогвардейске и Краснодоне в каждом общеобразовательном учреждении есть мини-музеи, посвященные героям-молодогвардейцам. И даже дети в садике знают всех героев поименно.
Приехав домой, Стройкова встретилась с семьей, вернулась на свое рабочее место к пациентам, которые в ней тоже нуждаются, за которых она несет ответственность. Какие чувства она испытывает?
Прежде всего, чувство выполненного долга и морального удовлетворения. Жизнь для нее разделилась на «до» командировки и «после». И это «после» наполнено смыслом, в котором жизнь человека, его истинное предназначение не зависят от социального статуса или достатка, а только от нравственного начала, преданности профессии, доброты сердца, неравнодушия и искренности души.
Н. Гончарова