В 1762 году императрица Екатерина II разрешила старообрядцам, вышедшим из Польши, поселиться в Заволжье по берегам реки Иргиз, где им было отведено 70 тысяч десятин земли.
В 1767 году раскольники основали село Журавлиху, которое позже вошло в 3-ий стан Ивановской волости Николаевского уезда.
Помимо старообрядцев в Журавлихе обосновались православные крестьяне-переселенцы, старанием которых в 1799 году была построена деревянная церковь. Через Журавлиху проходил просёлочный тракт из Николаевска в Самару. С развитием села росло и население. По данным 1910-го года, в селе насчитывалось 420 домохозяйств, в которых проживали 1208 мужчин и 1263 женщины. Работали православная церковь и приходская школа, 11 ветряных и одна водяная мельница, базары собирались по субботам. Крестьяне возделывали глинистый чернозём, ржи выращивали почти вдвое больше пшеницы. В 1916–1917 годах в Журавлихе крестьянином А.С. Александровым была построена механическая мельница с нефтяным двигателем.
Немаловажный факт, что в XVIII-IXX веках Журавлиха обладала официальным статусом государственного села. В царской России было такое сословие крестьян - государственные, которые обладали личной свободой. В отличие от крепостных, им было разрешено участвовать в судебных процессах, давалось право заключать сделки и владеть собственностью, организовывать как розничную, так и оптовую торговлю, а также открыть фабрику или завод.
С приходом Советской власти в 1918 году Журавлиху сделали центром новой Журавлихинской волости. На тот момент в селе проживали 1490 мужчин и 1555 женщин. У крестьян было 624 лошади, 47 верблюдов, 204 телеги, 160 плугов, 370 борон и 36 рядовок.
С началом гражданской войны Журавлиха оказалась в эпицентре событий. Утром 10 августа 1918 года село было занято отрядом белочехов до полутора тысяч штыков с артиллерией, воевавшим на этом направлении с чапаевскими дивизиями. Военное положение накаляло обстановку в селе, нараставшее недовольство крестьян весной 1919 года вылилось в бунт.
8 марта 1921 года через село с боем прошла банда Попова, которая, понеся большие потери, отступила частью на Горелый Гай, а другой частью – на юго-восток. Погибшие в этом сражении большевики были похоронены в братской могиле, на которой в советские годы установили памятник. С началом коллективизации в селе был создан колхоз. Начался новый этап развития.
Начало смерти села положил советский «реформатор» Н.С. Хрущев, развернувший кампанию по укрупнению колхозов и совхозов. Их число по стране сократили с 83 тыс. до 45 тыс.
Вдруг ни с того, ни с сего тысячи процветающих советских деревень объявили нерентабельными, «неперспективными». Сверху спускали указания по поиску «неперспективных» населенных пунктов. Политика была направлена на переселение жителей из мелких сел в крупные и сосредоточение в них основной части населения, производственных и социально-бытовых объектов. Предполагалось, что в будущем каждый колхоз (совхоз) будет включать один или два поселка с числом жителей от 1-2 тыс. до 5-10 тыс. Считалось, что подобное изменение поселенческой структуры не только создаст возможности для более быстрого развития социально-культурной и бытовой сферы села, приблизив ее к городским стандартам, но и снизит поток мигрантов из деревни в город.
Колхоз им. Ленина в Журавлихе, колхоз им. К. Маркса в селе Гусиха и два колхоза в селе Ивановка – «Хлебороб» и «Красный партизан» объединили в один колхоз – «Заветы Ильича». Перспективным селом назначена Ивановка. Журавлиха, попавшая в список неперспективных, была обречена. Сначала закрыли школу-восьмилетку. Посчитали, что детям будет удобнее жить и учиться в интернате в соседней Ивановке. Потом забросили клуб, стали закрываться магазины.
Такие условия вынуждали людей сниматься с обжитых мест. Молодежь в поисках лучшей доли разъезжалась по городам и весям нашей необъятной страны. В селе оставались одни старики.
Еле-еле, но там еще теплилась жизнь, пока нынешние российские «оптимизаторы» не повторили опыт хрущевцев и не довели его до своего логического конца. Сегодня, по официальным данным, в Журавлихе проживает пять человек.
Казалось бы все. Следующий шаг – официальный документ, принятый Саратовской областной думой о прекращении существования населённого пункта на территории региона. Но Журавлиха не сдается. Потому что это не только место на карте, а центр, где сходятся пространство и время. Журавлиха покоится на сверхчувствительных принципах бытия, где в одной пространственной точке мистически сходятся твердость характера старообрядцев и чувство собственного достоинства государственных крестьян, вольный дух беглых разбойников и беззаветная преданность идеалам революционеров. И всех их объединяет одно – любовь к своей малой родине, способность отдавать, а не брать, возвращать земле ее тепло, помнить прошлое, верить в лучшее.
Около восьми лет назад преподаватель А. Пронин вместе с учащимися Ивантеевского политехнического лицея инициировал восстановление в Журавлихе обелиска в память о расстрелянных в 1921 году коммунистах. При активном участии и финансовой помощи руководителя местного КФХ В.А. Горшенина, 7 ноября 2015 года памятник был торжественно открыт.
Для Горшенина Журавлиха – родина в самом изначальном, первозданном смысле этого слова. Здесь знаком каждый холм, каждый изгиб берега Иргиза, здесь могилы предков, здесь детство и отрочество, сюжеты которых вырывает память посреди всей этой удивительной посконной красоты.
Владимир Абрамович много лет возделывает поля в Ивантеевском районе. Но сельскохозяйственную базу свою он разместил именно в Журавлихе. Тут растут сосенки, березки, фруктовые деревья. Территория облагораживается, во всем чувствуется рука заботливого хозяина. Но и это не главное.
Горшенин единственный, кто официально прописан в Журавлихе. На повороте к селу стоит указатель: Русское государственное село Журавлиха – 0,8 км. По призыву императрицы Екатерины II основано в 1767 году. Его тоже установил Горшенин.
В 2017 году Владимир Абрамович бросил клич бывшим односельчанам: «Объявляю сбор уроженцев Журавлихи, посвященный 250-летию села! С меня – столы, культурная программа и угощение. С вас – приезд и тепло родных сердец».
И люди откликнулись! Приехали со всех уголков России, куда занесла их судьба. Больше трехсот человек. Шатры на берегу Иргиза, воздушные шары, вереницы накрытых столов, уха, шашлыки, овощи. Замечательную культурную программу подготовил районный Дом культуры.
Мероприятие никого не оставило равнодушным. Были слова благодарности главному инициатору и светлая грусть по прошлому, слезы радости от встречи и пожелания возродиться родному селу. Горшенин скромно улыбался и, смущаясь, отвечал: «Захотел и сделал! Сколько лиц родных увидел за этот день – никогда такого не повторится! А разориться на угощениях я не боюсь. Давно заметил, когда отдашь, что заработал, на что-то доброе, тут же это тебе и вернется».
Решили сделать такие встречи традиционными, в каждую первую субботу августа. Но два пандемийных года внесли свои коррективы.
Горшенин же, сложа руки, не сидит. Он огородил металлической изгородью сельское кладбище, а это ни много ни мало – 1200 метров. В планах построить часовенку. Весной по периметру посадят 70 лип и 70 сосен.
Рассказывает бывший житель Журавлихи Виктор Тулзаков:
- Таких? как Владимир Абрамович, называют настоящими. Для него то, что он делает для Журавлихи - не показуха, а потребность. Дорогу к кладбищу отсыпал. Люди могут теперь в любую погоду проехать, родные могилки навестить. Всем помогает, большой души человек!
Словам Виктора тут же находится подтверждение. В небольшом магазинчике в соседнем с Журавлихой селе Ивановка, разговариваю с хозяйкой. Она местная, мама троих детей.
Старшим сыну и дочке - за двадцать, младшей девочке – шесть лет. Сын ушел добровольцем на фронт. По военной специальности – танкист. Муж, понимая, что сын рискует жизнью, защищая страну, дома оставаться не смог и тоже отправился добровольцем.
На вопрос, выплачивает ли государство обещанные деньги, Вера (так зовут собеседницу) ответила утвердительно. А еще с большим теплом говорила о Горшенине, который ни в каких просьбах не отказывает.
Есть ли у таких сел, как Журавлиха, будущее? Думается, что есть. По крайней мере, пока живут на нашей земле такие неравнодушные и преданные себе и своей малой родине люди, как А. Пронин, В. Горшенин и многие другие, чей незаметный широкой аудитории ежедневный труд, по кирпичику строит стены нашего будущего, которого без русской деревни быть не может.
С. Аристов