Жизнь представителей старшего поколения нельзя назвать легкой и спокойной. Они пережили суровые годы Великой Отечественной войны, годы перестройки. Но сумели сохранить в себе доброту и сострадательность, умение радоваться мелочам. Хочу рассказать о моей бабушке Омельгульсем Зятдиновне Войновой, которая прожила почти 98 лет долгой и счастливой жизни.
Моя абикай (бабушка) родилась в 1925 году в городе Пугачеве в большой и зажиточной, очень набожной семье. Ее отец Зятдин Войнов работал в татарском колхозе «Ялкын», азяй (дядя) со стороны отца Мофтехетдин Войнов работал учителем в мусульманской школе. Аникай (мама) работала по дому и воспитывала восьмерых детей. Моя абикай была вторым ребенком.
Позже бабушка рассказывала, что в ее памяти остались лишь некоторые кадры из детства. Так, она запомнила, как в середине 30-х годов прошлого столетия арестовали деда, муллу Сулеймана Абдрашитова.
- На следующий после ареста день взрослые начали ходить по разным конторам, чтобы узнать, куда и за что забрали дедушку, - рассказывала абикайка. - Но никто им ничего не сказал. Лишь спустя несколько лет мы узнали, что его расстреляли как «врага народа».
Предвоенные годы выдались для жителей Пугачева непростыми. Засуха и последующий голод подкосили многие семьи. Войновы как то выживали и помогали ребятам-сиротам.
- Сколько тогда детей остались отцов и матерей, - вспоминала бабушка. - Беспризорничали, попрошайничали. Нескольких отец привел домой, оставил жить вместе с нами. Конечно, те были благодарны и помогали по хозяйству в меру своих сил. Родители не делали разницы между своими и приемными. Помню, как, выходя замуж, одна из девушек сказала мне, что всегда будет благодарна папе за то, что не дал умереть с голоду и выдал замуж за хорошего человека.
В какой-то момент семья Войновых решила переехать на юг, в Узбекистан. Там и случилась беда. Мать абикай умерла всего лишь спустя полтора месяца после рождения младшей дочери Сянии. Прадед остался один с шестью детьми. Что делать? Войновы вернулись в родной Пугачев, где осталась многочисленная родня. Беда не приходит одна. Спустя некоторое время умер и глава семьи Зятдин. В то время старшая дочь Халимя училась в Вольском педагогическом училище. Еще не зная того, что родные вернулись на малую родину, она написала заявление, что хочет работать в Узбекистане. Туда ее и распределили после учебы. Конечно, сейчас этот казус был бы невозможен. А тогда сотовой связи не существовало, телефоны были редкостью. За пять лет отработки Халимя привыкла к жизни в узбекском городе Андижане. Там и осталась. Поднялась по карьерной лестнице, стала директором школы. Несколько братьев и сестер переехали к ней. Она всех воспитала, выучила, женила и отдала замуж. Почти все тогда приняли решение жить в Узбекистане, рядом со старшей сестрой. Но моя абикайка осталась в Пугачеве.
Великая Отечественная война – особый период в жизни каждого человека того времени. Особенно трудно было детям и подросткам, которым пришлось трудиться наравне со взрослыми. Оставив школьную семью, они рыли окопы, работали в поле. В 1941 году с начала уборочной страды колхозники «Ялкуна» развернули самоотверженную битву за военный хлеб. Женщины, старики, парни и девушки работали от зари до зари на поле. Сеяли и выращивали пшеницу, ячмень и просо, овощи. Осенью и зимой молодежь занималась сортировкой зерна, стиркой белья для раненых бойцов. Абикай работала прицепщицей на тракторе. И даже в это тяжелое выматывающее время держала пост. Работая на жаре до заката солнца она не пила воду и не ела, соблюдая правила Рамадана. В память о том времени у нее осталась медаль «Труженику тыла 1941-1945 годов».
Осиротевших Войновых не оставили без внимания. Помогали сердобольные соседи, родственники.
- Была женщина, которая помогла нам выжить, - рассказывала бабушка. - Она отводила нас в сараи с зерном, где мы, дети, набивали его в штаны и сапоги. Сама же следила, чтобы нас никто не заметил. Особенно сложно было проворачивать это зимой, когда все вокруг, включая зерно, леденело до каменного состояния. Но мы никогда не злоупотребляли этим и брали понемногу, лишь бы не умереть с голоду. Понимали, что урожай — это наш вклад в Великую Победу. Набирали немного зерна и шли к мельнице, где мололи муку. Дома смешивали ее с отрубями, травой и пекли блинчики, лепешки. Так и выжили.
После войны абикай вышла замуж за Хаммята Татлова. В приданом у нее был один пуховый платок. Да и муж не мог похвастать особым богатством — даже ложек на всех не хватало. Увидев, как бедно живут Татловы, без сожаления продала платок и купила корову и так необходимую утварь. Молодая семья вскоре переехала в отдельную землянку, где прожили 10 лет. Там родились и семь детей. Подкопив денег, приобрели дом. У Татловых родилось еще четыре ребенка. Бабай (дедушка) работал трактористом, бабушка же занималась домом и детьми.
- Всегда поражалась маминому терпению, - вспоминает тетя Раися. - Она никогда она нас не ругала. Мы понимали, что она очень устает и как могли старались облегчить ее труд. Кто-то за скотиной ухаживал, другие воду таскали, третьи — дом убирали. Она никогда не командовала нами, не заставляла что-то делать, не просила. Мы сами знали что нужно помогать. Атикай (отец) запомнился как трудолюбивый, справедливый и прямолинейный человек. Он никогда не говорил про человека за спиной, все высказывал лично, если кто-то неправильно поступил. Он был единственный добытчик в семье, кормил, поил, одевал всех нас.
Время летит быстро. Выросли дети Татловы, разлетелись по разным городам нашей страны. Но у каждого в памяти сохранились самые теплые и хорошие воспоминания о детстве, родителях.
- Самое главное, чему они нас научили — никогда и никого не обманывать. Еще они научили нас работать, - считает Раися-апай.
- Ее терпения хватало на всех и в преклонном возрасте. Каждое лето в отчий дом приезжали многочисленные внуки, правнуки. Сейчас вспоминаю прошлое и становиться стыдно за некоторые свои поступки. Мы уходили гулять, не предупредив никого, возвращались домой под утро, не помогали по хозяйству, лишь по каким-то мелочам. И она не слова нам не говорила. Мы понимали по ее взгляду, что где-то что-то сделали не то, но она не ругалась и родителям не жаловалась, - вспоминает внучка Ирина-апай. - Бабушка всегда много и вкусно готовила. Многому мы от нее научились. Даже сейчас за собой замечаю, что говорю некоторые фразы своим детям в точности как она когда-то нам.
- Бабушка дарила нам свою любовь, теплоту и заботу. Была очень снисходительна к нашим детским шалостям и непослушанию. Детство с абикай - это самые теплые воспоминания! Мы отдыхали у нее каждое лето, все три месяца. Она закармливала нас своими вкусными блюдами. Мы, внуки, любили помогать ей готовить. Вообще она многому нас научила. Для всех внуков бабушка - пример того, как надо любить свою семью и родных, ценить семейные традиции, - считает еще одна внучка Светлана. - Она всегда говорила: «Я горжусь своими детьми, они у меня удались». Потом стала добавлять: «Но дети мне столько не дали, сколько внуки». И до самого конца считала себя счастливым человеком.
Моя абикайка пожила долгую и счастливую жизнь. Да, в ее судьбе были война, голод, смерть родных и близких, собственных детей. Все беды и горести она пережила и сумела остаться прекрасным, чистым человеком без капли злости. Она никогда не просила о помощи, и с неохотой принимала ее. Всегда закармливала всех до «не могу», даже когда уже кажется, что больше не влезет, она говорила «Аша, аша балам» (кушай, кушай ребенок). С полным правом могу утверждать, что мы унаследовали от нее терпимое и доброе отношение к людям и привычку кормить всех досыта.
Бабушки не стало 1 июля 2023 года. Память о ней продолжает жить в нас, 10 детях, 21 внуке, 43 правнуках и пока одном праправнуке. Мы помним и любим тебя, наша абикай...
С любовью, С. Татлова