О большевистском движении, красных отрядах, В.И. Чапаеве мы знаем все или почти все. Но была и противоположная сторона. Она состояла все из тех же николаевских крестьян. Сегодня мы расскажем, пожалуй, о самом трагическом моменте нашей истории.
Деревня Семеновка (Семениха), расположенная на реке Малая Чалыкла в Николаевском уезде, стала центром антибольшевистского выступления крестьян. «Семеновцы, очень зажиточные, подверглись усиленным реквизициям со стороны красной гвардии из Николаевска. Наиболее активный элемент крестьян ушел, а остальная масса бедствовала и страдала, но терпела до поры до времени. Вот эти самые семеновцы слезно молили прислать к ним уральских казаков, обещая поддержку не только разведкой, но и восстанием изнутри», – так объяснял причины выступления крестьян против красных С.А. Щепихин (генерал казачьих войск, автор записок о гражданской войне).
В Семеновке, как, впрочем, почти повсюду, был образован комитет бедноты, который начал беспощадно отбирать у имущих их скот, машины, хлеб и все, что только можно. 25 марта (7 апреля) 1918 г. на сельском сходе комитет бедноты был переизбран.
Однако смещенные большевики власть отдавать не собирались. Они позвали на помощь из Николаевска отряд красноармейцев, который, прибыв в Семеновку, не только арестовал «бунтовщиков» и членов нового сельского совета, но и наложил на селян очередную «контрибуцию» в размере 23 тысяч рублей.
Поняв, что без помощи извне свергнуть советскую власть не удастся, семеновцы выслали в Уральск двух «ходоков», просивших казаков поддержать их выступление против красных. На помощь семеновцам из Уральска был направлен партизанский отряд подъесаула Н.А. Албина, численностью около 200 человек.
Благодаря проводникам, отряд скрытно подошел к селу, но захватить врасплох отряд красноармейцев не смог. Узнав о приближении казаков, красноармейцы выступили им навстречу. Тем временем семеновцы, около 300 человек, повязав на себя белые повязки для отличия их в бою от красных, ударили в тыл отряду Чекова, настигнув его у колонии Зейферта. По свидетельству очевидцев, произошел «короткий бой, очень кровопролитный».
Как писал И.С. Кутяков, «повстанцы убили членов совета, разбили отряд т. Чекова численностью до 800 штыков, отняли почти все пулеметы…». Выступление против красных произошло также в Жестянке, Любицком, Клинцовке.
В бывшем имении помещика Зейферта была уничтожена сельскохозяйственная коммуна. Освобождение от красных Семеновки 2(15) мая 1918 г. послужило началом формирования Семеновской крестьянской дружины, превратившейся потом в один из лучших боевых полков белой Уральской армии.
Однако после отхода отряда Албина, Семеновка 5(18) мая 1918 г. была занята красным отрядом С. Потехина, устроившего в селе кровавый террор. Надо сказать, что в жестокости обвинялись обе стороны.
9 (22) мая командующий войсками Уральского казачьего войска полковник М.Ф. Мартынов выслал подкрепление к сотне Н.К. Щурихина, действовавшей в Николаевском уезде. Командование соединенными отрядами принял есаул А.И. Марков. Его части 11 (24) мая заняли Карловку и Клинцовку (Вязовку), а впоследствии село Любицкое. В этот же день был уничтожен отряд красных у Рахмановки.
Уральский офицер Б.Н. Киров вспоминал: «Крестьяне относились к нам великолепно, кормили лучшим, что у них было, и наотрез отказывались брать за это деньги». Подобные настроения отмечались и в официальной сводке с фронта.
По мере вытеснения большевиков из сел и деревень Николаевского уезда крестьянская дружина прирастала добровольцами из числа близлежащих населенных пунктов: Клинцовки, Любицкого, Жестянки, Карловки и др. По имени села Семеновка, ставшего эпицентром восстания в Николаевском уезде, дружина получила название «Семеновской».
29 мая (11 июня) 1918 г. уральская газета «Яицкая Воля» опубликовала «Воззвание дружинников крестьян Самарской губернии» к «братьям-крестьянам». В нем объяснялись причины борьбы с красными, «которые за семь месяцев своего царствования столько наделали грабежей и насилий, разбоев и безвинных наших крестьян на тот свет отправили… что терпеть дальше уже стало невозможно».
Однако массово поднять крестьянство на борьбу с большевиками не удалось. Слабая инициатива местного населения, умеряемая страхом террора и неизвестностью будущего, не приносила ожидаемого результата.
С.А. Щепихин объяснял это таким образом: «Рисковать никто не хотел». Действительно, положение было трудное. Уходили белые, приходил Чапаев. О казаках крестьяне поговаривали между собой: «Уж лучше бы не приходили наши спасители. Придут, побудут день-два и снова уйдут, а хозяином остаются все же большевики. Какой толк, разор один».
В итоге единственной крестьянской боевой частью, сформированной в Уральской армии из жителей Самарской губернии, стала Семеновская крестьянская дружина. Она составила основу пехотного полка, получившего название: «33-й Николаевский пехотный полк». Он показал хорошие боевые качества.
Тем не менее полк был расформирован 18(31) июля 1919 г. «ввиду малой боеспособности и большого процента сдающихся в плен солдат».
Очевидно, лучшие бойцы к этому времени выбыли, и часть утратила прежние боевые качества. Из полка был выделен Семеновский батальон, который продолжил свой боевой путь как самостоятельная воинская часть. Батальон находился на фронте до конца. Остатки семеновцев, около 30 человек, летом 1920 г. были перевезены в Басру (Ирак), откуда рассеялись по другим странам или вернулись в Советскую Россию.
Д. Дубровин
Сборники «Атаманщина» и «Партизанщина» в Гражданской войне: идеология, военное участие, кадры.
Москва, 2015 г.
Печатается в сокращении.