12 августа – День военно-воздушных сил России. Его традиционно отмечают семьи пугачевских пилотов, штурманов, борттехников - всех, кто был связан службой или работой в пугачевском учебном вертолетном полку.
Сразу после войны, в 1946 году, Саратовская планерная школа была перебазирована в Пугачев. Она состояла из двух эскадрилий и готовила для Армии пилотов безмоторных летательных аппаратов.
Планер связан с самолетом стальным тросом. Люди, которые сидят в этих машинах, связаны еще товариществом, мужеством, верой друг в друга. Там, в небе, формируются высочайшие человеческие качества. Не случайно через планерные школы прошли все известные летчики и конструкторы. Возьмите, К. Арцеулова, А. Туполева, А. Королева. Их имена знает весь мир.
Естественно, пилоты планерной школы заложили традиции, которые всегда позволяли пугачевскому учебному вертолетному полку быть весьма заметным в Армии. Полк был создан в Пугачеве на существующей авиационной базе в 1952 году.
Это первое учебное заведение в стране, которое, по сути, открыло дорогу новому виду армейской авиации. Именно здесь получили путевку в небо пилоты вертолетов Ми–4 и Ми–1.
Особая сложность состояла в том, что не было ни программ, ни методик, ни инструкторов. Первым в полку самостоятельно поднялся на вертолете курсант Вольф, вторым – курсант Моисеев. Их опыт был положен в основу разработок для программы учебно-летной подготовки.
Инженером полка был С.С. Анищенко, украинец по национальности. Вот что о том времени вспоминает его сын, известный физик, академик РАЕН В.С. Анищенко:
– Отец был практически все время на аэродроме. В то время осваивались вертолеты. Естественно, неизбежны были неудачи, иногда сопровождавшиеся гибелью молодых курсантов. Отец, как заместитель командира полка по инженерному делу, за все эти трагедии нес личную ответственность, и понятно, что такая работа отнимала у него практически все силы и время. Он был настоящим офицером — порядочным, честным и добросовестным во всем. Свято верил в светлое коммунистическое будущее, но в идеологическом воспитании строителей коммунизма не участвовал – для него важнее было совершенствовать вертолетную технику.
В 1954 году состоялся первый выпуск пилотов винтокрылой авиации. 77 офицеров стали основой вертолетных подразделений и частей военно-воздушных сил страны.
Чтобы учить, нужно уметь и знать. Офицеры пугачевского полка нарабатывали опыт в самых сложных условиях. Звено ст. лейтенанта Алексенцева участвовало, например, в испытании атомной бомбы в Семипалатинске. В 1956 году пилоты вели спасательные работы в районах наводнения.
Пора открыть и неизвестные страницы истории пугачевского полка. В 1961 году полк вошел в государственную программу освоения космоса. Пилоты усиленно готовились по программе поиска и спасения кораблей–спутников.
Первого космонавта Ю.А. Гагарина после его полета на месте приземления обнаружил летчик пугачевского полка С. Растиевович. Мало того, что программа являлась секретной, так еще С. Растиевович был сербом, а с Югославией в то время у СССР были очень непростые отношения. Поэтому информация о С. Растиевовиче так и осталась закрытой.
Второго космонавта Германа Титова после приземления обнаружил капитан Ю. Черняев. Это тоже офицер пугачевского полка. За неоднократные поисково-спасательные работы полагались правительственные награды. Капитан Ю. Митин получил орден Красной Звезды.
В 1978 году в штат полка ввели пятую эскадрилью. В ней из офицеров запаса готовили летчиков для Афганистана. Более 250 летчиков–инструкторов побывали на той войне. Они занимались своим делом и сверх того – вылетали на боевые задания.
В 1986 году грянул Чернобыль. Там гасили реактор, выполняли другие задачи летчики полка Ш. Тяминов, С. Лебедев, А. Смирнов и многие другие. Все они награждены орденами Красной Звезды и медалями «За боевые заслуги». «Горячие точки» тоже не обошли Пугачев. Пилоты воевали, отличились в боях, награждены орденами.
Работа в небе всегда связана с риском. Бывают нештатные ситуации, которые не всегда заканчиваются благополучно. Боль не проходит, и Пугачев поныне оплакивает погибших летчиков.
Вертолетный полк вошел в жизнь города, стал его частью. Он влиял на судьбы жителей. В гарнизоне было около 400 рабочих мест для вольнонаемных. Это обслуживающий персонал. Ежегодно ученики летного класса СОШ №3 плюс 7-8 выпускников других городских школ становились курсантами Сызранского военного института.
Город был благодарен полку, он радовался его удачам и сочувствовал его огорчениям. Поскольку 80 процентов семей Пугачева так или иначе были связаны с полком, то город ощущал его пульс и встревожился, когда начались сбои и явилась недобрая весть о расформировании полка. Но этому зримому и скорбному событию предшествовало другое, незаметное и забытое.
В году, наверное, 1992-ом в кабинете председателя пугачевского горсовета Ю.И. Руднева приезжие московские полковники завели разговор о расформировании местного учебного вертолетного полка. Идея казалась нелепой, неперспективной и пустой. Полк был всегда, у него прекрасная родословная, отсюда начиналась винтокрылая авиация страны, и с чего бы вдруг подписывать приговор учебному центру, из которого вышли славные пилоты – гордость России?
Полковники пожевали губами и укатили в столицу решать свои столичные дела. Они увезли разрушительную идею с собой, но не выбросили ее в корзину, а по-чиновничьи уложили в какую–то штабную папку, где она дремала без малого 20 лет.
Уже новые полковники при новом начальстве извлекли пожелтевшие листы, смахнули пыль и дали ход делу. Осенью 2011 года Пугачевский учебный вертолетный полк был расформирован.
С. Ахмаков