Газета Новое Заволжье

Мальчишек местных в небо влек учебный вертолетный полк

12 августа – День военно-воздушных сил России. Его традиционно отмечают семьи пугачевских пилотов, штурманов, борттехников - всех, кто был связан службой или работой в пугачевском учебном вертолетном полку.

Сразу после войны, в 1946 году, Саратовская планерная школа была перебазирована в Пугачев. Она состояла из двух эскадрилий и готовила для Армии пилотов безмоторных летательных аппаратов.

Планер связан с самолетом стальным тросом. Люди, которые сидят в этих машинах, связаны еще товариществом, мужеством, верой друг в друга. Там, в небе, формируются высочайшие человеческие качества. Не случайно через планерные школы прошли все известные летчики и конструкторы. Возьмите, К. Арцеулова, А. Туполева, А. Королева. Их имена знает весь мир.

Естественно, пилоты планерной школы заложили традиции, которые всегда позволяли пугачевскому учебному вертолетному полку быть весьма заметным в Армии. Полк был создан в Пугачеве на существующей авиационной базе в 1952 году.

Это первое учебное заведение в стране, которое, по сути, открыло дорогу новому виду армейской авиации. Именно здесь получили путевку в небо пилоты вертолетов Ми–4 и Ми–1.

Особая сложность состояла в том, что не было ни программ, ни методик, ни инструкторов. Первым в полку самостоятельно поднялся на вертолете курсант Вольф, вторым – курсант Моисеев. Их опыт был положен в основу разработок для программы учебно-летной подготовки.

Инженером полка был С.С. Анищенко, украинец по национальности. Вот что о том времени вспоминает его сын, известный физик, академик РАЕН В.С. Анищенко:

– Отец был практически все время на аэродроме. В то время осваивались вертолеты. Естественно, неизбежны были неудачи, иногда сопровождавшиеся гибелью молодых курсантов. Отец, как заместитель командира полка по инженерному делу, за все эти трагедии нес личную ответственность, и понятно, что такая работа отнимала у него практически все силы и время. Он был настоящим офицером — порядочным, честным и добросовестным во всем. Свято верил в светлое коммунистическое будущее, но в идеологическом воспитании строителей коммунизма не участвовал – для него важнее было совершенствовать вертолетную технику.

В 1954 году состоялся первый выпуск пилотов винтокрылой авиации. 77 офицеров стали основой вертолетных подразделений и частей военно-воздушных сил страны.

Чтобы учить, нужно уметь и знать. Офицеры пугачевского полка нарабатывали опыт в самых сложных условиях. Звено ст. лейтенанта Алексенцева участвовало, например, в испытании атомной бомбы в Семипалатинске. В 1956 году пилоты вели спасательные работы в районах наводнения.

Пора открыть и неизвестные страницы истории пугачевского полка. В 1961 году полк вошел в государственную программу освоения космоса. Пилоты усиленно готовились по программе поиска и спасения кораблей–спутников.

Первого космонавта Ю.А. Гагарина после его полета на месте приземления обнаружил летчик пугачевского полка С. Растиевович. Мало того, что программа являлась секретной, так еще С. Растиевович был сербом, а с Югославией в то время у СССР были очень непростые отношения. Поэтому информация о С. Растиевовиче так и осталась закрытой.

Второго космонавта Германа Титова после приземления обнаружил капитан Ю. Черняев. Это тоже офицер пугачевского полка. За неоднократные поисково-спасательные работы полагались правительственные награды. Капитан Ю. Митин получил орден Красной Звезды.

В 1978 году в штат полка ввели пятую эскадрилью. В ней из офицеров запаса готовили летчиков для Афганистана. Более 250 летчиков–инструкторов побывали на той войне. Они занимались своим делом и сверх того – вылетали на боевые задания.

В 1986 году грянул Чернобыль. Там гасили реактор, выполняли другие задачи летчики полка Ш. Тяминов, С. Лебедев, А. Смирнов и многие другие. Все они награждены орденами Красной Звезды и медалями «За боевые заслуги». «Горячие точки» тоже не обошли Пугачев. Пилоты воевали, отличились в боях, награждены орденами.

Работа в небе всегда связана с риском. Бывают нештатные ситуации, которые не всегда заканчиваются благополучно. Боль не проходит, и Пугачев поныне оплакивает погибших летчиков.

Вертолетный полк вошел в жизнь города, стал его частью. Он влиял на судьбы жителей. В гарнизоне было около 400 рабочих мест для вольнонаемных. Это обслуживающий персонал. Ежегодно ученики летного класса СОШ №3 плюс 7-8 выпускников других городских школ становились курсантами Сызранского военного института.

Город был благодарен полку, он радовался его удачам и сочувствовал его огорчениям. Поскольку 80 процентов семей Пугачева так или иначе были связаны с полком, то город ощущал его пульс и встревожился, когда начались сбои и явилась недобрая весть о расформировании полка. Но этому зримому и скорбному событию предшествовало другое, незаметное и забытое.

В году, наверное, 1992-ом в кабинете председателя пугачевского горсовета Ю.И. Руднева приезжие московские полковники завели разговор о расформировании местного учебного вертолетного полка. Идея казалась нелепой, неперспективной и пустой. Полк был всегда, у него прекрасная родословная, отсюда начиналась винтокрылая авиация страны, и с чего бы вдруг подписывать приговор учебному центру, из которого вышли славные пилоты – гордость России?

Полковники пожевали губами и укатили в столицу решать свои столичные дела. Они увезли разрушительную идею с собой, но не выбросили ее в корзину, а по-чиновничьи уложили в какую–то штабную папку, где она дремала без малого 20 лет.
Уже новые полковники при новом начальстве извлекли пожелтевшие листы, смахнули пыль и дали ход делу. Осенью 2011 года Пугачевский учебный вертолетный полк был расформирован.

С. Ахмаков

Комментарии (0)

Здесь ещё нет оставленных комментариев.

Оставьте свой комментарий

  1. Добавление комментария от гостя.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location
Введите текст с картинки. Не разобрать?
Директор - О.В. Тегай
Главный редактор - С.Г. Аристов
Адрес редакции: 413720, г. Пугачев,
Революционный проспект, 186 Яндекс.Метрика
© 2024 Все права защищены | Газета "Новое Заволжье"
Сделано в di-key.ru